Иркутские ученые подвели итоги Года науки и технологий
В Иркутской области планируется строительство национального гелиогеофизического комплекса Российской академии наук. Над какими еще крупными проектами работают иркутские ученые?
Физика Солнца
Основная задача гелиогеофизического комплекса РАН – изучение физики Солнца, в том числе постоянный всепогодный мониторинг, исследование дальних областей магнитосферы, ионосферы и верхней атмосферы приземного слоя.
– Объект состоит из целого ряда крупнейших и уникальных установок, во многом опережающих мировой уровень исследований в области солнечно-земной физики и околоземного космоса, – рассказал директор Института солнечно-земной физики СО РАН, член-корреспондент Андрей Медведев. – Задумка научного руководителя проекта Гелия Жеребцова в том, что вся физическая система Солнце-Земля должна сопровождаться полным набором наблюдательных средств. Нужно это для того, чтобы изучать, прогнозировать и предупреждать опасные последствия событий на Солнце. Напомню, что в XIX веке такое событие вывело из строя телеграфные линии. Это важная прикладная задача и интересная задача для фундаментальной науки. Комплекс выведет нас на передний край науки в мире на ближайшие 25 лет.
Проект реализуется по поручению президента РФ Владимира Путина с участием РАН, министерства образования и науки РФ и корпорации «Ростех». Объекты комплекса будут расположены в Бурятии и Иркутской области. Оценочная стоимость проекта порядка 80 млрд рублей. При этом планируется создание более 500 рабочих мест.
Строительство проходит в несколько этапов. Сейчас ожидает разрешение на ввод в эксплуатацию комплекса оптических объектов в поселке Торы (Бурятия). Идет строительство радиогелиографа в урочище Бадары (Бурятия). Главгосэкспертизу РФ прошел проект солнечного телескопа, который будет расположен в горах на границе с Монголией, в районе поселка Монды. Его строительство планируют закончить в 2029 году.
– В прошлом году мы получили поручение президента РФ начать проектно-изыскательские работы по строительству объектов второго этапа на территории Иркутской области, – отметил Андрей Медведев. – В Тажеранской степи будет расположена система радаров и лидар. Недалеко от Ангарска – нагревный стенд для искусственной модификации ионосферы. В Иркутске будет построен комплекс сбора и обработки данных. Мы планируем начать проектирование объектов второго этапа уже в 2023 году.
Модернизация энергоснабжения на Байкале
Проект экологически чистого электроснабжения центральной зоны Байкала по поручению министерства природных ресурсов РФ разрабатывает Институт систем энергетики им. Л.А. Мелентьева СО РАН.
– Кажется, что это небольшая зона – прибрежная «ниточка» вокруг Байкала, но там расположено 159 населенных пунктов, в которых проживает порядка 150 тыс. человек, – отметил директор института, член-корреспондент РАН Валерий Стенников. – Проблема в том, что в нашем регионе 82% потребностей покрывает угольная энергетика, а котельные выбрасывают порядка 17 тыс. тонн золы. Древесина экологичнее, но тоже имеет выход золы и мелкодисперсной пыли.
По словам Валерия Стенникова, на первом этапе котельные предлагают перевести на более чистый уголь. Например, бородинский имеет выбросы золы 7%, тогда как черемховский – 35%. Далее нужно будет модернизировать тепловые сети и котельные, которые можно перевести на древесные отходы, что на 60% снизит выбросы вредных веществ.
– Мы смотрели различные виды генерации энергии и пришли к выводу, что оптимальными источниками для этой зоны могут стать электроэнергия и газ, – рассказал Валерий Стенников. – Электроэнергия – наиболее приоритетный вариант. Однако ее стоимость для этой территории составит 3,5 рубля за кВт час, и необходимо будет компенсировать разницу с обычным тарифом для населения. Какие-то шаги по этому плану уже предприняты. Например, бурятская сторона в Северобайкальске строит газовую котельную. Предполагается, что сжиженный газ туда будет поставляться из Усть-Кута или из Якутии.
Карбоновый полигон на Ольхоне
Изыскания по углеродному следу и карбоновой проблеме – одно из важнейших направлений работы Сибирского института физиологии и биохимии растений СО РАН.
– Мы участвуем в проекте Минобрнауки по созданию карбоновых полигонов, – рассказал директор института, доктор биологических наук Виктор Воронин. – Уже в ближайшее время все наши предприятия должны будут показывать углеродную нейтральность своей продукции. Иначе им грозят крупные штрафы. По всей стране создается ряд карбоновых полигонов, цель которых отработать единую методику учета углекислого газа и состыковать ее с мировыми практиками. В 2022 году будет подана заявка на создание полигона в Иркутской области. Мы предлагаем разместить его на Ольхоне, где наибольшее разнообразие лесов.
Виктор Воронин также отметил, что важнейшей задачей в решении карбоновой проблемы является лесовосстановление.
– Мы подсчитали, сколько выбрасывают ТЭЦ и поглощают леса Иркутской области, и баланс в сторону выработки кислорода, – отметил он. – По сути – это двойной резерв, то есть мы – доноры, и чтобы выдышать то количество кислорода, которые производят наши леса за год, жителям региона понадобится 100 лет. Но есть и проблемы. Мы заметили, что наша тайга начала меньше поглощать углекислый газ и «глубже» дышать. Все дело в теплой зиме, ведь во время оттепели дерево начинает готовиться к фотосинтезу, в итоге к весне исчерпывает свои ресурсы и становится больным. Аномально жаркое лето деревьям тоже не на пользу. Также мы пришли к выводу, что из-за деятельности человека резко сократился межпожарный интервал. Сюда добавляются климатические изменения, ведь пожары возникают и в северных лесах, где нет заготовителей – из-за засухи и разрядов молний.
Серьезный вред деревьям наносят чужеродные болезни и насекомые. Если раньше они вымерзали в суровую зиму, то сейчас успешно перезимовывают и размножаются в массе.
– Самая тяжелая ситуация на хребте Хамар-Дабан, где никогда раньше не было массовых вспышек бактериальных заболеваний, но за последние 10 лет там погибло колоссальное количество кедра, который не дает возобновления, – рассказал Виктор Воронин. – С лесом из других регионов был завезен уссурийский полиграф. Это очень плодовитый паразит, с одного дерева вылетает от 60 до тысячи жуков. Например, знаменитый заповедник Столбы весь поражен этим прожорливым насекомым.