«Я вижу, как она меняется, и как я меняюсь вместе с ней»

У сотни детей-сирот из Иркутской области появятся видеоанкеты и шанс обрести родителей. Подросткам, которых не удалось устроить в семью, подберут наставников, а семьям, воспитывающим приемных детей, дадут бесплатные консультации психологи и юристы. Все это – задачи проекта «Подари ребенку семью» фонда «Дети Байкала», который уже в пятый раз поддержан президентским грантом.

За пять лет благодаря проекту «Подари ребенку семью» отсняты анкеты для 1208 детей, более трети из них теперь живут в семьях. Найдено 60 наставников для подростков, продолжается сопровождение уже имеющихся пар «ребенок-наставник». Обучение прошли 350 человек – специалистов сиротских учреждений, приемных родителей и волонтеров.

Сегодня проект географически расширился и теперь включает Республику Бурятия. Организаторы проведут семинары и тренинги для приемных родителей, волонтеров-наставников, учителей, воспитателей и других специалистов, работающих с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Особое внимание уделят профилактике вторичного сиротства.

– Многие не понимают, почему мы занялись обучением. Но именно через обучение взрослых можно сокращать социальное сиротство. Большую работу в сфере профилактики социального сиротства проводят органы опеки Иркутской области – все приемные родители обязательно проходят «Школу приемных родителей», но этого недостаточно, чтобы все дети из сиротских учреждений нашли семью, а приемные родители получили поддержку. Людям нужны знания об особенностях воспитания детей-сирот, семейных отношениях, профилактике эмоционального выгорания, – уверена руководитель фонда «Дети Байкала» Гульнара Гарифулина.

По ее словам, 80% детей из банка данных относятся к категориям сложно устраиваемых в семьи – это подростки, братья-сестры – сиблинги, дети с ОВЗ. В результате такие категории детей «зависают» в учреждениях до 18 лет или, достигнув 16 лет, поступают в профессиональные учреждения, выходят во взрослую жизнь, пополняя печальную статистику, где лишь 10% нормально социализируются в обществе. Все эти проблемы происходят в связи с тем, что дети не видят модели семьи, в которой они могут получать позитивный опыт по выстраиванию отношений со значимыми взрослыми.

– Взрослые ответственны за детей. К сожалению, в вузах не учат на «специалиста по работе с детьми-сиротами», поэтому сотрудники сиротских учреждений также нуждаются в специальных знаниях, с помощью которых они смогут поддержать приемного родителя в кризисной ситуации или вовсе предупредить ее. Кроме того, часть детей, попавших в семьи, через какое-то время снова возвращаются в детский дом. Это значит, что приемные родители не смогли пройти вместе с ребенком адаптацию в семье, а ближайшее окружение и педагоги, скорее всего, не смогли оказать поддержку. Подготовка нужна и приемным родителям, и кандидатам в приемные родители, и волонтерам-наставникам, – говорит психолог Елена Соловьева.

Она – куратор проекта, ведет курс семинаров, организует тренинги, групповые и индивидуальные психологические консультации. Участники глубоко погружаются, «проживают» различные ситуации, с которыми сталкиваются ребенок, приемные родители, воспитатели, учителя, наставники. На занятиях рассматриваются вопросы постоянства в жизни ребенка, привязанности, поддержания кровных связей, роли семьи в сохранении личных и культурных особенностей ребенка, поддержки его индивидуальности и самооценки, адаптации семьи и ребенка.

 

Добрые истории из копилки фонда «Дети Байкала»

Анастасия ГУСЕВА, наставник, Иркутск:

– Подала заявку на участие в проекте «Наставник», заполнила анкету, прошла обучение, собеседование и стала ждать. Ожидание было недолгим – уже через месяц я спешила на знакомство. У меня был страх, что я не понравлюсь ребенку. Поэтому, пока ожидала его в комнате для встреч, жуть как волновалась. Но все волнение как рукой сняло, когда вошла она – моя Таня. Я с первого взгляда поняла, что это абсолютно «мой» ребенок, и мы точно подружимся. Обе зашлись улыбками и минуты две просто смотрели друг на друга и хихикали. Для первого знакомства обычно дается не так много времени, что-то около сорока минут. Нам этого времени, конечно же, не хватило, хотелось болтать и болтать. Еще в эту первую встречу мы узнали, что практически духовные близнецы – одинаковые вкусы, увлечения, интересы. Мы читаем одни и те же книги, нам нравятся одни и те же фильмы. И еще великое множество совпадений. Время пролетело незаметно, пришла пора прощаться. Таня не хотела меня отпускать и просила запланировать следующую встречу как можно раньше. Так зародилась наша дружба. С момента знакомства прошло уже три месяца, за это время мы многому научились. Чему-то ее учу я, чему-то и она меня. Мы стали настоящими подружками, каждый день делимся новостями, раз в неделю встречаемся, чтобы весело провести время. Я не ждала от данного проекта какого-либо поощрения, но оно все же есть – это доверие ребенка. Я вижу, как она меняется, и как я меняюсь вместе с ней в лучшую и лучшую сторону. Надеюсь, нам удастся пронести нашу дружбу через долгие годы и поделиться этой историей уже с нашими детьми.

 

Елена ШЕМЕТ, приемная мама, Сочи:

– Все мы так любим своих ребятишек, хотим их порадовать, но есть дети, которым не так повезло. Благодаря фонду «Дети Байкала» я нашла свою девочку и стала приемной мамой. За полгода она сильно изменилась, и кажется, что она была с нами всегда. Условия жизни ребенка не могут не оставить своих следов – проживаем, доигрываем, добираем, что не дополучили. Сколько для этого понадобится времени – не знаю. Просто живем. С интеллектом все отлично, нашли много интересных и полезных занятий. Дети должны жить в семье. Только так.

 

Иван БУТЯЕВ, участник проекта «Наставник», Иркутск:

– Я сам выпускник детского дома и несколько лет назад занимался там футболом вместе с ребятами. Мы участвовали в соревнованиях, которые проводились между детскими домами. После выпуска из детского дома возникла идея создать свою команду, где будем собираться с ребятами и играть футбол, со временем в команду начали приходить новые игроки. Сам я окончил колледж, отслужил в армии, работаю. Сейчас в нашей команде играют как студенты, так и сироты. Цель – раскрытие творческого потенциала детей-сирот и социализация за счет спорта, организация работы с детьми, трансляции навыков и компетенций от взрослых к детям в тренировочном процессе. А еще повышение интереса к учебе и поиску знаний. Очень важно, чтобы дети из детских домов дружили со спортом. Наши футбольные цели – попасть в следующую лигу, поэтому тренируемся и стараемся выигрывать. Благодарим БФ «Дети Байкала» за оказанную поддержку и доверие!    

 

Присоединиться к проекту «Наставник» в Иркутске и Ангарске можно, если заполнить анкету на сайте nastavnik38.ru. Сделать пожертвование на создание видеоанкет для детей-сирот, подписаться на ежемесячное пожертвование фонду «Дети Байкала» можно на сайте detibaikala.com.