Братчане занимаются исторической реконструкцией
Экипаж машины боевой
Историческая реконструкция – относительно молодое движение в России. Эпоха викингов, Московское княжество, Наполеоновские войны – примеров много. В Иркутской области есть клубы, занимающиеся реконструкцией сражений времен Великой отечественной войны. Газета «Областная» побеседовала с братчанами, воссоздающими подвиги земляков.
Посвящаем землякам
Начать реконструкции боев времен Великой Отечественной войны Сергея Чулкова сподвигло желание привнести «изюминку» в городской Парад Победы, на котором ветеранов-братчан возили в ретроавтомобилях.
– У нас есть открытые машины ГАЗ-67, мы купили форму, не в гражданской же одежде на Параде Победы ехать? Потом пришла мысль, что люди есть, форма есть, можно и мини-сценку сделать, – рассказал он.
Воссоздать момент сражения участникам клуба исторической реконструкции «Братская земля» помогают документы, уставы, но самое главное – воспоминания участников событий. В 2019 году зрителям Парада Победы продемонстрировали подвиг Героя Советского Союза Степана Борисовича Погодаева – 9 мая 1944 года он закрыл собой амбразуру вражеского ДОТа, обеспечив однополчанам безопасное продвижение вперед. В 2021 году была разведка боем Михаила Ивановича Фролова, полного кавалера ордена Славы.
– В этом году будем делать реконструкцию битвы под Москвой, которой исполнилось 80 лет. В 32-й дивизии, 113-м полку было очень много уроженцев Братского района, в том числе Иван Сергеевич Смирнов, который первый в Братске начал работу над Книгой памяти и Мемориалом Славы, открытом в 1975 году. Он ездил по деревням и собирал списки погибших в Великой Отечественной войне. Все, что мы делаем, посвящено нашим землякам-братчанам, – отметил Сергей Чулков.
На первый-второй рассчитайсь!
Автопарк клуба состоит из легковых ГАЗ-67, грузовых ГАЗов, ЗИЛов, МАЗов. Некоторые модели ранее стояли на пьедесталах: МАЗ-205 в Братске и ГАЗ-АА «Полуторка» в Нижнеудинске, теперь это полноправные участники парадов ретротехники. Сейчас участники клуба создают реплику американского грузовика Studebaker.
Всего в «Братской земле» около 50 человек, как солдаты Красной Армии, так и Вермахта, называемые Сергеем Михайловичем «интуристами». В основном реконструкцией занимаются люди за 30, но есть и подростки. Один из самых молодых красноармейцев – Тимофей Клочихин, его боевое крещение состоялось в 14 лет:
– Меня воспитывали дед и отец. Как бы это странно ни звучало, но вечером у меня пропадало детство – мультики выключали и включали старые советские фильмы на военную тему. Постепенно начал увлекаться историей, на одной из встреч познакомился с Сергеем Михайловичем. Поначалу были только сапоги. Потом пошил себе первый комплект формы, затем второй. Осталось две вещи докупить, и я готов полностью на любой год войны!
Главное увлечение юноши – советские мотоциклы. Один из них он готовит к участию в Параде Победы:
– Купил за 4 тысячи старенький мотоцикл 1971 года. Постепенно восстанавливаю его. Советские машины и мотоциклы славились тем, что у них очень много хромированных деталей. Со временем они приходят в негодность, и их надо либо полировать, либо заново покрывать.
Есть в Братске свой минометный расчет. Его командир, казак Алексей Обухов – региональный представитель Общероссийского общественного движения «Клубы исторической реконструкции России». В реконструкцию времен Великой Отечественной он пришел из Средневековья – в 2007 году в Братске был основан клуб исторической реконструкции «Двор ворона», направление – эпоха викингов, X–XI век. Параллельно Алексей изучает освоение Сибири. Попробовать себя в роли красноармейца Алексей решил после приглашения Сергея Чулкова в 2017 году:
– У меня оба деда – фронтовики. Тут увидел работу минометных расчетов, ребята из Красноярска приезжали, и на следующий год на это же мероприятие договорился попробовать с ними. Выступил и прибрел реплику миномета РМ-38, а вокруг нее началось формирование собственного расчета в Братске.
Постепенно идет набор в личный состав, приобретается оборудование. По словам Алексея Обухова, минометчики, как и артиллерия, создают «музыку боя»:
– Требуются четкая, синхронизированная работа с пиротехником или самостоятельные пиротехнические пульты и человек, обученный с ними работать. Это позволяет сделать в чем-то красивую, в чем-то страшную картину боя, по звуковому фону приближенную к тому, что мы видим в кинохрониках времен войны.
Никто не забыт…
Кроме реконструкции сражений Сергей Чулков занимается поисковой деятельностью – выезжает на места сражений, помогает находить родственников павших бойцов, мобилизованных из Приангарья. На протяжении 12 лет с поисковым отрядом «Братск» он ездил в Новгородскую область. С недавнего времени география сместилась на Подпорожский район Ленинградской области.
– Там воевала 114-я дивизия, ее первый состав был полностью из жителей Иркутской области. Это огромная площадь, болотистая местность, – объяснил реконструктор. – Взаимодействуем с местными поисковиками, которые, к примеру, в 2019 году подняли останки солдат из Братского и Заларинского районов, в этом году – из Балаганского района.
Перед поисковиками стоит задача найти в лесах и болотах артефакты, военную технику, возможно, останки. Из недавних находок группы поисковиков, с которыми Сергей на связи, – именной медальон Ивана Захаровича Огородникова, павшего осенью 1942 года в селе Налючи Новгородской области. Ко Дню защитника Отечества медальон будет передан внучке бойца.
– Одна из частей, из которых состоит реконструкция, и я считаю, что все клубы должны в какой-то мере принимать участие, – это выставки в музеях, проведение лекций, ликбезов по истории. К сожалению, историю часто люди знают не выше уровня учебника, – отметил Алексей Обухов.
Поисковая деятельность ведется за свои средства. Сергей Чулков заметил, что желающих поехать на места сражений куда больше, но все упирается в финансы:
– Все делается на чистом энтузиазме, денег не видим. В этом плане Братск как-то в стороне. Специально ездим на машине, потому что нужно наполнить местные музеи, школьные музеи в первую очередь. В Балаганск возили, в Куйтун повезем. Чтобы что-то привести, нужно ехать на автомобиле. Самолетом комфортнее и легче, но ничего не привезешь, – отметил он. – Среди наших участников не сильно много богатых людей и молодежи, у богатой молодежи другие ценности в жизни. В моем понимании, патриот – это не тот, кто вещает с трибуны, а кто берет лопату и едет в Новгородскую область, чтобы работать в болотах.
Фото Кристины ОБУХОВОЙ