Каждому школьнику нужна профориентация
Дисбаланс на рынке труда начинается с отсутствия качественной профориентации среди молодежи. К такому выводу пришли участники деловой программы регионального чемпионата «Молодые профессионалы». Насколько осознанно выпускники наших школ подходят к выбору будущей профессии?
Дефицит кадров
Профессиональные пробы, карьерные форумы, профориентационная диагностика – в этих мероприятиях ежегодно участвуют тысячи школьников Приангарья. За эту работу у нас отвечают Региональный институт кадровой политики, Молодежный кадровый центр, центры содействия трудоустройству в вузах и ссузах, кванториумы и центры технического творчества, образовательный центр «Персей». Об этом на заседании совета по профессиональной ориентации рассказала замминистра образования Иркутской области Елены Апанович.
Однако, по ее словам, профориентационной работе мешает межведомственная разобщенность, недостаток информации для родителей и детей, а главное – дефицит кадров:
– В школах педагоги и психологи выполняют профориентационную работу как дополнительную, и часто на нее просто не остается времени. По данным на 2021 год, в половине муниципальных образований отсутствуют специалисты, отвечающие за профессиональное самоопределение школьников.
Что же входит в систему работы по самоопределению обучающихся? Это сопровождение и поддержка школьников в их профессиональной ориентации, взаимодействие школ с предприятиями, содействие в поступлении детей в учреждения профобразования, удовлетворение потребности в кадрах на основе анализа регионального рынка труда, развитие конкурсного и олимпиадного движения.
Применить талант в своем регионе
Проанализировать систему профориентации в Иркутской области призвано исследование, проведенное центром «Профнавигатор». Его результаты говорят о том, что больше половины выпускников школ не определились с профессией. Эти цифры совпадают с данными официального мониторинга министерства образования Иркутской области.
– Профориентация – это работа по сопровождению выбора профессии человеком на стыке психологии, педагогики, экономики, – комментирует зампредседателя совета по профориентации при правительстве Иркутской области, директор центра «Профнавигатор» Олег Яценко. – Если мы этот процесс простроим, уйдет дисбаланс в рабочей силе, у нас не будет такого, что региону постоянно не хватает строителей или педагогов. К сожалению, сейчас четко прослеживается тенденция: чем лучше сработала система образования, тем быстрее школьник, студент или молодой специалист уезжают из Иркутской области. Мы хотим, чтобы свой талант ребята могли применить в регионе, и для этого нужно к профориентации подходить индивидуально и начинать вести эту работу уже с пятого класса. В пакет услуг должны входить психодиагностика, уроки и мастер-классы по профессиональному самоопределению, посещения детьми за время обучения в школе не менее 50 экскурсий на предприятия, профессиональные пробы в региональных техникумах и вузах.
Цифровое портфолио
Отдельная работа – с родителями учащихся, пропаганда уважения к труду и профессиональному успеху, информирование молодежи о профессиях и карьере в Иркутской области. Все данные об успеваемости, психологических способностях, личных качествах, профессиональной направленности, результатах профессиональных проб учащегося должны вноситься в его цифровое портфолио, накапливаться и анализироваться министерствами образования, труда и занятости, экономразвития. Таким образом, к выпускному классу в цифровом портфолио ребенка будет обширная и достоверная информация, раскрывающая его профессиональную направленность и трудовой потенциал.
– Разработка и внедрение такой системы, конечно, потребует затрат, а сейчас в областном бюджете отсутствует даже строка для финансирования профориентации, – говорит Олег Яценко. – Нужно разработать ряд методических и программных документов, которые соединят разрозненные, хотя и достаточно многочисленные в последние годы мероприятия по профориентации, проводимые разными организациями, предприятиями и ведомствами, в единую профориентационную систему региона.
Это, по словам эксперта, даст конкретные результаты – осознанный выбор выпускниками будущей профессии и учебных заведений, повышение учебной мотивации на всех уровнях образования, ранняя производственная практика, плавно переходящая в первичное трудоустройство молодых специалистов в регионе, бережное сопровождение одаренных и талантливых ребят через конкурсы, олимпиады и возврат их в регион через систему целевого обучения и стимулирования трудоустройства молодых специалистов в Иркутской области.
– Чем раньше школьник заинтересуется конкретной профессиональной деятельностью в школе, и чем раньше школа определит его способности, таланты и поддержит их в кружках и секциях, в олимпиадах и конкурсах, тем быстрее регион получит достаточное количество молодых квалифицированных кадров во всех отраслях экономики и социальной сферы, – подчеркнул Олег Яценко.
Какие специалисты нужны региону?
Составлен перечень самых востребованных профессий в Иркутской области. В нем 72 наименования. Больше всего специальностей касается сельского, лесного и рыбного хозяйства, очень востребованы агрономы, растениеводы, технологи деревообработки, трактористы-машинисты. На втором месте – сфера машиностроения: не хватает сварщиков, слесарей, токарей-универсалов, монтажников технологического оборудования. На третьем – техника и технология наземного транспорта: машинист крана, мастер по ремонту автомобилей, доке-механизатор. Очень нужны акушеры, медсестры, преподаватели в начальных классах, социальные работники, металлурги, операторы нефтяных и газовых скважин, повара, строители, программисты.