Эксперты "Областной" рассказали о сложностях при строительстве ливнёвок
В пресс-центре «Областной» 28 февраля 2022 года прошёл круглый стол на тему: «Инфраструктура дорожной сети Иркутска и Иркутской области». Эксперты рассказали о ремонте дорог и строительстве ливнёвок.
Трансляцию можно посмотреть на нашей странице “ВКонтакте”.
– Около 300 км дорог Иркутской области отремонтируют в 2022 году по национальному проекту «Безопасные и качественные дороги», это чуть больше, чем в 2021 году, – рассказал министр транспорта и дорожного хозяйства Максим Лобанов, – «Безопасные и качественные дороги» – это наш эталонный проект. Но есть еще направления, по которым мы финансируем и приводим дороги в нормативное состояние. Это субсидии муниципальным образованиям, работы по содержанию, которые также обеспечивают ровность покрытия. Целевыми работами дорожники обеспечивают около 500 км дорог. Конечно, хотелось бы проводить больше капиталоемких работ, поскольку инфраструктура изношена, в нормативном состоянии лишь 32 % дорог или 4 тыс. км из 12 тыс. км региональных дорог. Муниципальные дороги составляют 17 тыс. км, и они тоже требуют внимания. Что касается вопросов водоотведения, то мы обязаны предусматривать локальные очистные сооружения (ЛОС), водосточные лотки. В текущем году менее половины объектов будут с устройством водоотводов. В большей степени проектами предусмотрены уклоны, позволяющие сокращать водонасыщение основания асфальта на региональных дорогах. В городах ситуация гораздо сложнее. К примеру, Иркутск требует проведения капиталоемких работ, поскольку ливневых стоков не было изначально предусмотрено. В Ангарске практически каждая дорога имеет лоток, либо ЛОС. Но ситуация требует особого внимания, поскольку мы ограничены финансированием. И здесь задача заказчиков выстроить грамотный баланс при определении вида водоотведения в зависимости от рельефа.
Директор ОГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области» Юлия Гордина подчеркнула, что 268 км из 300 км по нацпроекту – это 53 объекта регионального значения.
– Устройство дополнительных систем отвода воды предусматривается при проведении капитального ремонта, строительства и реконструкции. При обычном ремонте формируются только поперечные уклоны на проезжей части и на обочинах. В качестве превентивных мер, сейчас применяется технология, когда убирается растительность с обочин дорог и нарезаются дополнительные кюветы. Есть нюансы с недостатками содержания, когда при профилировании тяжелым грейдером гравийных дорог формируются валы на обочинах и изменяется продольный профиль дороги. Дирекция проводит работу с организациями, содержащими дороги по недопустимости таких решений. На объектах, которые капитально ремонтируются или строятся вновь, применяются современные технологии водоотведения. Но на некоторых дорогах мы вынуждены делать ремонты, которые не позволяют дополнительно устанавливать ливневую канализацию, ЛОСы, хотя это должно быть повсеместно. Есть требования к Центральной экологической зоне в особо охраняемых природных территориях. Так, на Ольхоне нашим представительством дороги установлены емкости, ЛОСы, которые в последующем необходимо будет откачивать и вывозить за пределы Ольхонского района. В других территориях возможно устройство дренажных систем, испарительных бассейнов и т.д. К примеру, две автомобильные дороги в районе села Урик. Сейчас проектируем испарительный бассейн и систему дренажных колодцев. Формирование такой серьезной ливневой канализации обусловлено тем, что эта территория ежегодно попадает в зону подтопления. Серьезные работы ведутся практически в каждом муниципальном образовании. Мы совместно с министерством сейчас пересматриваем планы, чтобы равномерно распределить ресурсы дорожного фонда, – отметила Юлия Гордина.
– По ливневке в Иркутске много вопросов, – сказал заместитель мэра – председатель комитета городского обустройства администрации Иркутска Роман Орноев, – поскольку она фактически вся децентрализована. Сбор осуществляется в несколько колодцев, ЛОСов не так много. Остальная вода уходит либо в рельеф, либо в канализацию. Проблема существует с момента формирования города. Мы стараемся максимально предусматривать сбор и отвод воды с дорожного полотна. Но все упирается в финансирование, которое направлено в соответствии с классификатором приказа Минтранса РФ №402 лишь на ремонты дорог. Еще проблема и в том, что на дорогах много сетей тепло- и водоснабжения, канализации. Установка водоотводных систем невозможна. Пример тому – улица Карла Либкнехта. В 2022 году предусматривается ремонт 10 дорог. Самый крупный объект с установкой систем водоотведения – улицы Карпинского, а также улицы Воровского, Волгоградская, Седова, мкр. Университетский. Продолжим работу по переходящим объектам, в частности Верхняя Набережная, попавшая в зону повышенного сброса с плотины ГЭС. В стадии завершения проектирование по ул. Батарейной, Карбышева, Джамбула. Там также будет организована система сбора воды. В существующей застройке по ряду улиц строительство систем ливневой канализации также невозможно из-за сложившейся структуры сетей. К примеру, на улице Желябова дорога была сделана три года назад, но организовать там ливневку невозможно. Будем продумывать мероприятия, каким образом там собирать воду. По остальным улицам рассматриваем вариант перехода на капиталоемкие работы по организации ЛОСов и сбросов воды, поскольку в центре не так много возможностей сброса воды. В текущем году возросла и стоимость проектирования дорог. Мы обращались в областное правительство по организации программы по водоотведению при строительстве дорог, поскольку затраты на это колоссальные и бюджет самостоятельно все задачи не решит.
Роман Орноев также рассказал о состоянии водоотведения в «130 квартале»:
«Ливневая канализация была построена со множественными нарушениями. В подземном паркинге проблемы с гидроизоляцией. Как таковой ливневки там и не было предусмотрено. Вся вода по небольшим желобам сбрасывается на улицу 3 Июля. Подмывание холма грунтовыми водами – это также вопросы к строителям квартала. Муниципальных систем водоотведения там нет. Администрация Иркутска неоднократно выезжала туда в прошлом году, когда грунтовые воды промывали площади. Мы разработали комплекс мер с гидрологическими исследованиями. Нужны мероприятия по комплексному водопонижению. По городу это многомиллиардные работы. По «130 кварталу» пока четкого технического решения нет. Кроме того, мы прогнозируем, что сбросы воды будут на уровне прошлого года. И к этому готовимся».
– Уровень грунтовых вод – системная проблема, – сказала генеральный директор АО “МК “ИНДОР” Людмила Суслова,- есть водные и сухие годы. «130-й квартал» проектировался в очень сухие годы. Мы работаем по всей Иркутской области и видим везде резкий подъем грунтовых вод. Даже запроектированные ранее водоотводные системы не справляются с таким подъемом. И у нас никто не ведет по годам мониторинг подъемов воды. С такой же проблемой столкнулись и в Улан-Удэ. После резкого повышения экологических требований к ЛОСам, особенно для муниципальных дорог, важно проектировать и очистку воды. Раньше она сбрасывалась на рельеф. У нас сегодня не развита система очистки воды. И то, что мы закладываем такие огромные деньги на строительство, на удорожание проектов, при эксплуатации это не будет работать. Даже в нормативных расценках у нас не заложены средства на очистку собираемых вод. Немаловажный момент – сроки проектирования. Мы, проектировщики очень зависимы от третьих лиц – электросетевые компании, нефтепроводы, железные дороги, сети связи. Условия, которые они выдвигают, выходят за рамки здравого смысла. Это растягивается на длительные сроки.
Управляющий ГУ «ТехДорСтрой» Алексей Парамонов рассказал о современном оборудовании, которое предлагают российские производители:
«Мы обратили свое внимание на ливневые очистные сооружения, потому что проблема действительно назрела. Мы, как эксперты делали свои предложения для «130-го квартала», но они нерешаемы просто перекладкой ливневых лотков и стоков, там нужно глобальное проектирование всей системы стоков, поскольку изначально там были применены некорректные технические решения, неверно рассчитана нагрузка для решеток. Между тем, на российском рынке существуют современные системы поверхностного водоотвода, способные решить проблему отсутствия централизации водных стоков. Такие, например, представляет Малиновский комбинат железо-бетонных изделий. Несмотря на то что основное его производство находится в Туле, с точки зрения логистики их продукция выгодна с позиции ценообразования, при сохранении высокого качества.
Алексей Парамонов ознакомил экспертов с различными видами конструкций линейного водоотвода с бетонными решетками, в том числе в антивандальном исполнении.
Свое мнение по теме высказал председатель правления Ассоциации «Союз автомобилистов Сибири» Алексей Шабанов. Он отметил, что вопросы водоотвода и очистки ливневых вод с 90-х годов находятся в состоянии деградации. «Необходимо политическое решение, чтобы вопрос начал решаться. Стоимость восстановительных дорожных работ увеличивается в разы, если все делать правильно. Перед всеми стоит выбор, что лучше: делать небольшое количество работ, но так, как положено, либо делать обычный ремонт с заменой дорожного полотна. Мы предлагали делать упор на капремонт с учетом строительства ливневых канализаций, а капремонт дорожного полотна заменить на более дешевый ремонт большими картами. Но он не входит в нацпроект «БКД» и должен проводиться за счет регионального и муниципального бюджетов. Он поддержал идею использования продукции Малиновского комбината ЖБИ, отметив, что современные технологии незаменимы по многим направлениям. Проблема очистки ливневых вод также встанет остро с ужесточение экологических требований. В Иркутске запроектировано не одно такое сооружение», – отметил Алексей Шабанов.
Резюмируя вышесказанное, Максим Лобанов обратил внимание, что градоначальники, принимающие решения и подписывающие документы, должны понимать, что важно учитывать Градостроительный кодекс и комплексно рассматривать прогнозное развитие всех сфер – энергетики, дорожной инфраструктуры, водоотведения и т.д.
Его поддержал Алексей Парамонов, отметив, что люди, принимающие решения, должны учитывать различные аспекты проблемы, в том числе и при снеготаянии. Возможно создать учреждение, либо рабочую комиссию, которая сможет комплексно заняться всеми вопросами водоотвода, возможно использовать механизмы частно-государственного партнерства.