100 фактов о Байкале

Продолжаем знакомить вас с малоизвестными и научными фактами о Байкале. Сегодня своими знаниями и открытиями делятся научные сотрудники лаборатории микробиологии углеводородов Лимнологического института СО РАН и ФГБУ «Заповедное Прибайкалье».

 

Факт № 49

Байкальский метан

В самом глубоком и древнем озере на планете учеными отмечены многочисленные районы, где из донных осадков в воду поступают жидкие (нефть и ее производные) и газообразные (метан, этан) углеводороды. Метан – один из основных парниковых газов, влияющих на изменение климата, особенно в современный период. Запасы метана в донных осадках Байкала оцениваются в один триллион кубометров, что сопоставимо с объемами метана в хребте Блейк Ридж (Атлантический океан). Визуально потоки метана напоминают факелы, образуя шаровидные или конусообразные структуры. Зимой этот газ можно увидеть в виде пузырей во льду озера.

Большую часть байкальского метана, поступающего из донных осадков в воду, производят микроорганизмы – метаногенные археи. Они производят метан из таких субстратов, как водород + диоксид углерода, ацетат, метанол и метанол + водород. Эти вещества образуются в результате длительного разложения биомассы водорослей и других остатков растительного и животного происхождения, оседающих и покоящихся в донных осадках.

Единственными потребителями метана являются уникальные микроорганизмы, получившие общее название метанокисляющих бактерий, или метанотрофов. Известно, что они потребляют практически весь метан, образующийся в Байкале. Единственное, что им нужно для жизни, – наличие метана. Метанотрофы окисляют метан как в присутствии кислорода, так и без него – например, в донных осадках. Морфологически метанокисляющие бактерии в Байкале достаточно разнообразны. Кроме того, в открытом Байкале доминируют эндемичные метанотрофы, которые не обнаружены ни в одном пресноводном водоеме.

Фото А.С. ЗАХАРЕНКО

 

Факт № 50

Байкальская нефть

Природные выходы нефти в пресноводных озерах – явление редкое. Кроме озера Байкал данным феноменом характеризуется рифтовое глубоководное озеро Танганьика и мелководное озеро Чапала. В Байкале выходы нефти локализованы на ограниченных участках, а общее количество поступающей нефти в этих районах варьируется в пределах 2–4 тонн в год.

 

 

По пути со дна к поверхности нефть преодолевает около 7 км донных отложений, за это время она лишь частично подвергается разложению. Наиболее активно этот процесс происходит в поверхностных осадках и водной толще.

Наблюдения ученых показывают, что площадь распространения нефти в районах ее выхода остается постоянной. Это происходит благодаря естественным процессам разрушения нефти и деятельности углеводородокисляющих микроорганизмов, обитающих в воде и донных осадках Байкала, – так происходит самоочищение экосистемы озера от поступающей нефти.

Фото О.Н. ПАВЛОВОЙ

 

Факт № 51

Глухариные чертежи

Один из признаков весны – отметки глухаря на снегу – появились в Прибайкальском национальном парке. Соответствующие фото в 2022 году сделал руководитель Берегового лесничества ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» Юрий Зобов.

 

 

Хождение с расправленными крыльями, волочение их по снегу, формирование борозд глухарями считается преддверием глухариных токов (свадеб). Специалистов ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» удивили сроки появления «чертежей». В предыдущие годы такие глухариные рисунки на западных берегах Байкала наблюдались в более поздние сроки, – обычно в первой декаде марта.

– Такое раннее появление глухариных «чертежей» мы объясняем случившейся недавно оттепелью. Птица, оставившая следы, была взбудоражена температурным перепадом. Вообще, по данным инспектора в области охраны окружающей среды, «чертежи» он наблюдал и в новогодние праздники. Вообще же самые ранние «чертежи» в Прибайкальском национальном парке мы фиксировали 14 февраля и это, безусловно, редкость, – сообщила Татьяна Десятова, научный сотрудник ФГБУ «Заповедное Прибайкалье».

 

Факт № 52

Байкальские маряны

«Марянами» на Байкале называют южные склоны гор. В феврале-начале марта на этих безлесных пространствах начинается процесс концентрации копытных. Звери знают: на уклонах земля прогревается быстрее, и снег сходит раньше. Здесь, среди прошлогодней травы, первой появится свежая зелень. Но для нее еще не время. А сухой корм на этих кручах все же доступнее, чем в лесных сугробах.

 

 

Процесс роста числа копытных фиксируют фотоловушки Прибайкальского национального парка. В объектив все чаще попадаются благородные олени (изюбри) и косули. Чтобы обеспечить их безопасность и исключить факты браконьерства, ежедневно территорию патрулируют инспекторы в области охраны окружающей среды ФГБУ «Заповедное Прибайкалье».

У законопослушных гостей особо охраняемой природной территории именно сейчас очень много шансов увидеть красивых грациозных животных и, возможно, запечатлеть эти моменты на память.

Фото Юрия ЗОБОВА