Прокуратура – о детях
Стало больше ЧП с участием несовершеннолетних
Как решаются проблемы выделения жилья сиротам и оказания медпомощи детям-инвалидам? Что становится причиной гибели несовершеннолетних? О защите законных интересов и прав детей журналистам рассказал заместитель прокурора Иркутской области Виктор Келлер.
Про жилье для сирот
– Каковы перспективы у программы обеспечения жильем детей-сирот в 2022 году?
– Иркутская область находится в лидерах по количеству детей-сирот, стоящих в очереди на жилье. Их 14688. Из них 10804 человека – это лица, достигшие возраста 18 лет и старше. Это прежде всего связано с тем, что с 2014 по 2017 годы квартиры детям-сиротам практически не выделялись, не было финансирования на эти цели. С каждым годом проблеме уделяется больше внимания.
По результатам работы в 2021 году впервые объемы предоставленного жилья не позволили увеличиться очереди. За прошлый год жилье получили 1213 сирот. Это в два раза больше, чем в 2020-м, и в три раза больше, чем в 2019-м.
На эти цели из федерального и регионального бюджетов было направлено 1 млрд 151 млн рублей. В 2022 году предусмотрено уже 2,6 млрд рублей. Увеличению сумм и динамике работы министерств и ведомств, которые отвечают за эту работу, способствовало, в том числе, принятие мер прокурорского реагирования.
– Удовлетворяет ли прокуратуру качество предоставляемого жилья?
– Качество жилья не всегда соответствует требованиям законодательства. По результатам проверок прокуратура Иркутской области направила материалы в Следственный комитет для возбуждения уголовных дел в отношении должностных лиц регионального министерства имущественных отношений.
В то же время удалось изыскать такой новый инструмент поддержки, как сертификат. Человек, имеющий право на обеспечение жильем по категории ребенок-сирота, или оставшийся без попечения родителей, может получить от государства квартиру в порядке очередности, либо подобрать самостоятельно жилье, соответствующее предъявляемым параметрам, и получить денежную компенсацию. Такая мера поддержки есть не только в нашем регионе, но Иркутская область здесь является передовиком.
Про места в детских учреждениях
– Как дошкольники обеспечены местами в детских садах?
– В Иркутской области к началу 2022 года на учете по получению мест в детских садах состояло почти 33 тыс. детей, из них в возрасте до трех лет – около 30 тыс. Сегодня у нас действуют 875 детсадов, включая 16 частных.
Прокуратура принимала меры реагирования, в том числе в адрес глав администраций городов и районов, где не хватает мест дошкольникам, где переполнены классы, и дети учатся в две смены. Лидерами здесь являются густонаселенные территории – Иркутск, Иркутский район, Братск.
Ежегодно в Иркутской области принимаются меры к развитию сети дошкольных учреждений, в том числе в рамках нацпроектов «Демография» и «Образование». В 2021 году завершено строительство трех детских садов, а также приобретены в муниципальную собственность два здания. В общем, в прошлом году было введено 680 мест. Также были построены две школы на 660 мест.
Динамика положительная. Проблема постепенно решается. В этом году запланировано создание 1585 дополнительных мест в детсадах за счет введения в эксплуатацию вновь построенных четырех объектов; строительство 19 школ, где будут учиться более 9 тыс. детей.
Непосредственно вопрос возведения данных объектов находится на контроле прокуроров с момента проведения торгов. Они выявляют нарушения на разных стадиях, как было, например, в Братском районе, Саянске, где объявлялись предостережения и вносились представления как подрядчикам, так и заказчикам.
– Когда только начинали развиваться частные дошкольные учреждения, была надежда, что они существенно закроют потребность в местах для дошколят. Почему их немного?
– Конечно, это больше вопрос к представителям данного бизнеса. Мне кажется, не все хотят заниматься этим видом деятельности, он лицензируемый, привлекает много внимания, и если что-то произойдет с ребенком, последует ответственность для юрлица и воспитателя. Возможно, есть кадровый дефицит. Это сфера должна отвечать не только серьезным требованиям с позиции санитарных норм, например, но и запросам родителей. К тому же данные услуги не дешевы. Еще здания, где размещаются дошкольные учреждения, также должны отвечать достаточно жестким требованиям. Все это налагает повышенную ответственность на предпринимателей, и далеко не каждый сможет этой деятельностью заниматься.
– Вопрос про школы. Возможна ли ликвидация всех ветхих школ до 2027 года в регионе?
– Безусловно. Министерство образования Иркутской области данной проблемой занимается. В 2021 году в регионе уже отремонтировано 35 школ. На эти цели потрачено 645,5 млн рублей. Прокуроры надзирают за состоянием детсадов и школ, регулярно выявляют нарушения, их устранение требует серьезных финансовых затрат. Прокуратура порой вынуждена обращаться в суд с исками, чтобы обязать органы образования, школы, устранить выявленные нарушения с привлечением к деятельности учредителей и балансодержателей зданий учреждений. В 2021 году было 20 таких исковых заявлений. Часть решений судов уже исполнены, часть находится на исполнении. Но все иски удовлетворены судами.
В настоящее время на территории области 173 здания, используемые в сфере образования, нуждаются в ремонте. В 2022 году запланирован ремонт в 46 таких зданиях. Для этого из федерального и областного бюджетов предусмотрено более 1 млрд рублей.
Про защиту прав несовершеннолетних
– В чем, по мнению прокуратуры, были сложности в плане оказания медицинской помощи детям?
– Здесь достаточно много проблем. У нас в целом в области 579 тыс. детей, включая 12600 инвалидов. Они нуждаются в оказании медицинской помощи, обеспечении средствами реабилитации, специализированным питанием. По результатам работы прокуратуры в этом направлении 957 детей получили медицинскую помощь, средства реабилитации, прошли обследование.
После вмешательства прокуратуры на оказание медицинской помощи, мер по реабилитации и диагностике на 2022 год дополнительно выделено 400 млн рублей. Есть примеры, когда в результате наших мер дети обеспечивались инвалидными колясками. Например, одному ребенку приобрели две коляски на общую сумму более 500 тыс. рублей.
– Прокуратура постоянно информирует о нарушениях прав детей при реализации материнского капитала. Что выявляют прокуроры и как наказывают нарушителей?
– Материнский семейный капитал выплачивается в рамках нацпроекта «Демография». Реализация национальных проектов находится под особым контролем прокуратуры. Налажено тесное взаимодействие надзорного ведомства с Пенсионным фондом и Росреестром.
В целях защиты прав несовершеннолетних прокуроры за 2021 год предъявили 65 исковых заявлений о понуждении родителей после использования средств маткапитала оформить долю приобретаемого жилья на детей.
Большая часть данных исков уже рассмотрена и удовлетворена. 32 судебных решения исполнены. Жилищные права детей восстановлены. Пользуясь случаем, предостерегаю родителей от злоупотреблений в этой сфере. Законом предусмотрена ответственность за нарушения при использовании средств маткапитала, вплоть до уголовной ответственности за мошенничество. Государство дает такую меру для поддержки интересов и прав детей, поэтому родители при получении средств материнского капитала дают обязательство, что в течение шести месяцев после их использования для детей, будет выделена доля в приобретаемом жилье. Эту обязанность нужно выполнять.
Про трагедии с детьми
– Изменилось ли количество лиц, привлеченных к уголовной ответственности за жестокое обращение с детьми?
– Оно существенно увеличилось. В 2021 году к уголовной ответственности привлечены 18 родителей и других законных представителей детей. Кроме того, существенно возросло количество уголовных дел – их более 700 – в отношении злостных неплательщиков алиментов. Стало больше лиц, которых привлекли к административной ответственности за неисполнение родительских обязанностей.
Обращаю пристальное внимание на проблему происшествий с детьми. В 2021 году в области скончались 160 детей. 14 несовершеннолетних погибли на пожарах, 11 утонули – как на водных объектах, так и в домашних условиях. К сожалению, имеют место факты, когда родители оставляют ребенка одного в ванной, уходят, через короткое время возвращаются и обнаруживают его мертвым. Прошу родителей обращать пристальное внимание на своих детей, не оставлять малышей одних.
Кроме того, в ДТП погибли 15 детей, от ударов электрическим током – четверо, в том числе на заброшенных объектах. Велико число фактов преднамеренного прекращения собственной жизни – 29. Только за полтора месяца текущего года при различных обстоятельствах погибли 16 детей – по нерадивости взрослых, а в ряде случаев – их преступных действий.
Также хочу обратить внимание родителей и других законных представителей несовершеннолетних еще на одну проблему. В школах, училищах, вузах участились случаи проявления агрессии и насилия со стороны обучающихся в отношении сверстников, педагогов, пронос в школу опасных предметов – это пневматическое оружие, острые колюще-режущие предметы.
Подростки активно комментируют в соцсетях информацию о возможных вооруженных нападениях на образовательные организации. Имеют место факты пропаганды несовершеннолетними идеологии нацизма. Такие факты прокуроры выявляли в Ангарске, Братске, Тулуне, Усть-Куте, Усолье-Сибирском и других территориях Иркутской области.
Происходящая тенденция вызывает тревогу за подрастающее поколение и качество нашего общества. И в ответе за детей, безусловно, взрослые, те, кто подают пример, объясняют, что такое хорошо, что такое плохо.
– Есть ли динамика совершения лицами, не достигшими 18 лет правонарушений и преступлений?
– Уголовная ответственность за отдельную категорию преступлений – тяжких, особо тяжких – наступает с 14 лет, по общему правилу – с 16 лет. Количество преступлений, совершенных лицами первой категории, в 2021 году возросло, второй – немного уменьшилось, на 11,8%.
– Как вы оцениваете ситуацию с количеством половых преступлений против детей?
– Оцениваю негативно и критически. Количество преступлений против половой неприкосновенности и свободы несовершеннолетних в 2021 году увеличилось. Но 62% из общего числа зарегистрированных преступлений были совершены в прошлые годы. К сожалению, нередки случаи, когда это насилие происходит в домашних условиях, и преступления совершают опекуны, отчимы и, самое страшное, непосредственно родители.
Что делается в борьбе с этим злом? Безусловно, противостоять этому могут органы профилактики. Они должны не только работать с семьями, которые состоят на учете в связи с неблагополучными условиями в семье, но и выявлять такие семьи. Для этого есть ряд показателей. В первую очередь – безработица, когда семья не имеет трудового дохода. Второе – непосредственное отношение родителей к детям, следят ли они за их состоянием здоровья, посещают ли дети школу. Это уже создает определенную картину. Когда ребенок приходит в образовательную организацию, в медучреждение, воспитатель, медик видят его состояние, внешний вид, в ходе общения выясняется, как он питается, как с ним обращаются дома. Элементарно выявляются следы рукоприкладства. В таких случаях они обязаны сообщать в правоохранительные и другие уполномоченные органы. Нарушения выражаются в том, что эта работа проводится некачественно или не проводится совсем.
Когда происходит трагедия в семье, прокуратура всегда проводит проверку и анализирует работу органов профилактики, выявлялась ли ранее данная семья, проводилась ли профилактическая работа, все ли меры поддержки ей оказывались, чтобы она встала на путь социального развития и оказания надлежащего внимания к детям? При выявлении пассивности со стороны органов профилактики, ненадлежащего исполнения обязанностей прокуроры принимают меры реагирования, к сожалению, зачастую бывает поздно, когда дети ушли из жизни. Наша задача – упредить, чтобы в дальнейшем таких фактов не было.