Шишкинская писаница стала ближе
Побывать на знаменитом археологическом памятнике Шишкинская писаница в Качугском районе теперь можно виртуально. Для этого лишь нужно посетить отдел «Окно в Азию» Иркутского областного краеведческого музея или Культурно-просветительский центр им. святителя Иннокентия (Вениаминова). VR-шлемы с виртуальной экскурсией по объекту культурного наследия музею передала компания МТС в рамках общероссийского проекта «Место Силы».
Петроглифы в виртуальной реальности
Уникальный памятник древнего наскального искусства Восточной Сибири – Шишкинская писаница – расположен в Качугском районе, вдоль реки Лена. Более 3 тыс. рисунков находятся на скале протяженностью 3,5 км. Изображения животных, мифических существ, картины путешествий, быта, военных походов и праздников созданы в период от эпохи позднего неолита до XIX века. Нигде в России в одном месте нет такого разнообразия и изобилия наскальных рисунков разных периодов существования человека.
– Сегодня переломный момент и в отношении Шишкинской писаницы, и тех технологий, которые входят в музейную жизнь, – отметил директор Иркутского краеведческого музея Сергей Ступин. – Раньше, чтобы во всей полноте увидеть и понять писаницу, нужно было не только съездить в Качугский район, но и прочитать два тома, написанных иркутскими археологами Ларисой Мельниковой и Вадимом Николаевым. Теперь же за 10 минут в VR-шлеме каждый сможет получить полное ощущение присутствия. Я благодарен тем, кто реализовал этот проект. Он, безусловно, расширяет музейные возможности и дает новые впечатления нашим посетителям.
Разрушение неотвратимо
Шишкинская писаница – единственный комплексно изученный объект с наскальными росписями не только в России, но и во всем мире. Долгие годы специалисты из Иркутска и Москвы фиксировали рисунки и реставрировали объект. Однако, несмотря на то что памятник археологии с 1948 года стоит на госохране, он не только не защищен от вандалов, но и постепенно разрушается по естественным природным причинам.
– Исследования объекта провели Институт земной коры РАН и два московских института геологии, в итоге было установлено, что эта скала будет стоять 100, максимум 150 лет, – отметил начальник отдела археологии Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области. – Она потихоньку движется в сторону Лены, поэтому такая работа дает нам надежду, что памятник не утратится безвозвратно и будет доступен людям. Во всем мире наскальные рисунки – не вечны, они исчезают, и большая часть факторов, которые их разрушают, – природная. К счастью, сохранить их нам помогают современные технологии.
Известно, что до наших дней дошла лишь треть наскальных рисунков данного объекта. По разным причинам каждый год утрачивается несколько петроглифов памятника.
Дикие звери и люди с лучами над головой
Виртуальная экскурсия представляет собой десятиминутный фильм, который снимался на нескольких уровнях высоты памятника, где есть древние изображения, при помощи высокотехнологического оборудования. Те рисунки, которые уже трудно разглядеть из-за повреждений, в фильме были воссозданы с помощью компьютерной графики.
– Для нашей команды это одна из самых сложных работ за всю историю разработки виртуальной реальности, – рассказал основатель проекта VR-Байкал Кирилл Казаков. – Съемки длились три дня. В первый день мы снимали общие кадры, панораму. В последующие дни – сам скальник, пробираясь по узеньким тропинкам. Шаг за шагом нам открывались наскальные рисунки, от которых дух захватывало. Кстати, мы ночевали пряма возле писаницы, местные жители нам сказали, что так нужно сделать, чтобы проникнуться атмосферой. И в эти дни, по словам специалистов, скальник открылся для нас особенным образом. И многое из того, чего было не видно, стало читаемо взглядом.
По словам Кирилла Казакова, много усилий было приложено, чтобы составить грамотную экскурсию по памятнику. В итоге благодаря современным технологиям и исследованиям ученых зрители за 10 минут могут погрузиться в древнюю историю нашего региона и полюбоваться красотами Качугского района.
– Самые древние и самые малочисленные рисунки Шишкинской писаницы относятся ко времени позднего неолита – VI тысячелетие до н.э., – сообщает нам голос экскурсовода в шлеме. – Это крупные фигуры оленей, лосей, кабанов, их сохранилось очень мало. На группе петроглифов эпохи бронзы III – начала I тысячелетия до н.э. изображены байкальская нерпа, медведи, олени, бык, а также лодки, странные мифические животные и хвостатые антропоморфные фигуры с лучами над головой. Немногочисленную группу составляют рисунки, относящиеся к раннему железному веку I тысячелетия. Это реалистичные изображения лосей и оленей. Преобладают рисунки раннего средневековья, выполненные в специфической технике протира – лошади, кабаны, лоси, верблюды, люди в коротких и длинных одеждах. На группе рисунков, относящихся к первой половине II тысячелетия нашей эры, выполненных тонкими царапанными линиями и легкими протирами, – образы диких животных, верблюдов, змей, всадников, знаков, жилищ, деревьев. Группа рисунков, которая датируется XVI–XIX веком, – это различные надписи, изображения соборов и церквей, христианские восмиконечные кресты, парусные кораблики, ведомые лошадьми.
Кстати, ее петроглифы продолжают ставить перед исследователями множество вопросов.
– Странные люди сидят в лодках, похожих на долбленки, – описывает наскальный рисунок экскурсовод. – Зачем они подняли руки? У иных туловище без головы, вместо нее торчат рога или длинные уши. Может, так выглядел ритуальный головной убор, или художник пытался изобразить отплытие душ в потусторонний мир?
Интересно, что многие рисунки наносились в ритуальных целях. Считалось, что изображения животных увеличивают поголовье и приносят удачу на охоте, а солярные символы обеспечивают защиту. Недаром, многие народы байкальского региона считают Шишкинскую писаницу сакральным местом.
Сегодня музей должен быть современным, несмотря на то что он достаточно архаичен и фундаментален по своим функциям. Этот проект – отличный пример того, как музей помогает нам не только перенестись на несколько сотен километров и посетить уникальную Шишкинскую писаницу, но и сохранить ее для потомков, ведь объект постепенно разрушается.
Олеся ПОЛУНИНА, министр культуры и архивов Иркутской области