Государственный архив Иркутской области обновляется и становится цифровым
День архивов в России празднуется 10 марта. О работе государственного архива Иркутской области рассказал 4 марта 2022 года в пресс-центре «Областной» его директор Семён Жабинский.
«В прошлом году произошла реорганизация, в результате которой архив новейшей истории и архив по личному составу объединились с государственным архивом в единое юридическое лицо. Удалось сохранить весь персонал, сегодня у нас трудятся 133 сотрудника, – рассказал Семён Жабинский. – Как и многие организации, государственный архив Иркутской области в 2021 году работал в рамках ограничительных мер, но при этом мы выполнили все плановые показатели, пострадала лишь работа с населением. Если с посетителями читального зала мы вели работу, то информационные мероприятия с молодежью пришлось отложить».
Острой остается проблема недостатка посадочных мест в читальном зале. В прошедшем году был запущен пилотный проект, в котором на площадке Центра документов новейшей истории организовали электронный читальный зал, где наши исследователи могли знакомиться с электронными делами госархива Иркутской области. Этим воспользовались около 800 человек.
«Поэтому своим основным направлением мы считаем оцифровку электронных документов, – рассказал эксперт. – Сегодня оцифровано 35 тыс. документов. Может быть, это и капля в море, потому что их общий объем составляет 2 млн 257 тыс. единиц хранения, но мы разработали программу по цифровой трансформации, чтобы приобрести новые сканеры и сопутствующее оборудование. Сложность сейчас в том, что сканеры даже российского производства требуют комплектующих из-за рубежа. В первую очередь мы оцифровываем метрические книги. Пока предоставить удаленный доступ исследователям мы не можем, но активно над этим работаем и хотим в этом году реализовать. Сложность пока возникает в отработки системы безопасности персональных данных. Посмотреть электронные документы можно в Центре документов новейшей истории (Иркутск, ул. Марата, 19), оригиналы – в государственном архиве на ул. Байкальской, 79».
В 2020 году из-за отсутствия площадей прием документов на хранение прекратился. Но уже в 2021 году при поддержке правительства и губернатора Иркутской области было выделено финансирование на аренду дополнительных площадей. С начала 2022 года архив возобновил прием документов, это позволит при плановом приеме принимать документы еще 5-7 лет, организовать дополнительные места для размещения сканеров.
В 2021 году в Госархив поступило около 5 тыс. запросов от населения и организаций, это на 400 больше, чем годом ранее. Запросы стали более объемными. Но в целом динамика положительная, без ответов осталась лишь 0,1%. На одну тысячу (из 2,5 тыс.) увеличилось число актуальных запросов, с отрицательным ответом – 357. Чаще всего запрашивают сведения для предоставления в органы соцзащиты. С Пенсионным фондом России существует взаимодействие, им сведения предоставляются напрямую, без заявления граждан. Организации чаще направляют правовые запросы, связанные с имущественными и территориальными отношениями. Отдельная категория запросов – от исследователей своей родословной, который в регионе по-прежнему много. В планах 2022 года – организовать второй читальный зал, оборудовать места для работы с электронными и бумажными документами. Пока же ожидание очереди составляет примерно месяц.
Традиционно Госархив ведет издательскую деятельность. В прошлом году подготовлено две электронных публикации – календарь знаменательных дат на 2022 год и сборник документов «Второе столетие Иркутска» (четвертая книга), который вышел в честь празднования 360-летия города. В сборник вошли 44 архивных документа XVIII века с переводом на современный язык, который сделали наши специалисты. Оба издания размещены на сайте государственного архива Иркутской области. Еще несколько изданий выпустить не удалось из-за коронавируса, они планируются к выходу в 2022 году.
В этом году архивисты надеются выйти на допандемийный формат по работе с населением, готовят Дни открытых дверей, выставки, в том числе к 85-летию Иркутской области, знакомство студентов и школьников с архивными документами по истории региона.
В 2021 году в муниципальных архивах были выявлены четыре уникальных документа, которые должны пройти через процедуру регистрации как уникальные документы регионального значения. Затем они будут представлены широкой публике. Работа по выявлению таких документов продолжается.
«В прошлом году к нам из муниципальных органов ЗАГС поступили 58 метрических книг конца XIX – начала XX века и 980 книг регистрации актов гражданского состояния 1920-1925 годов. И работа по этим документам идет уже очень активно. Росархив оказывает поддержку региональному архиву в продвижении вопроса по строительству нового здания. Вопрос не теряет актуальности», – отметил Семён Жабинский.