Компенсация за некачественное лечение
Газета «Областная» совместно с прокуратурой Иркутской области представляет рубрику, цель которой – повысить правовую грамотность населения. Ждем ваши вопросы на электронную почту og@ogirk.ru с пометкой «Вопрос прокурору».
? Возможно ли требовать возмещение вреда здоровью, причиненного в результате некачественного лечения, проведенного бесплатно, и в каком порядке?
Отвечает старший помощник прокурора Октябрьского района г. Иркутска Мещерякова М.В.:
– Оказание услуг надлежащего качества гарантируется законом РФ «О защите прав потребителей», федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Вне зависимости от того, получали ли вы помощь бесплатно в государственных медицинских учреждениях на основании полиса обязательного медицинского страхования или в частных клиниках после заключения гражданско-правового договора, на возмездной или безвозмездной основе, вы имеете право на компенсацию вреда, причиненного в результате оказания некачественных услуг.
В соответствии со статьей 29 закона «О защите прав потребителей» при обнаружении недостатков оказанной услуги потребитель вправе по своему выбору потребовать: безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги; соответствующего уменьшения цены оказанной услуги; повторного выполнения работы без повторной оплаты; возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами.
Кроме того, в соответствии со статьей 98 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан» вред, причиненный жизни и (или) здоровью граждан при оказании им медицинской помощи, возмещается медицинскими организациями в объеме и порядке, установленными законодательством Российской Федерации.
В первую очередь при некачественном оказании медицинской помощи необходимо обратиться с соответствующими требованиями об устранении нарушения к самой организации, оказывающей услуги. В случае если в добровольном удовлетворении требования отказывают, необходимо в двух экземплярах составить претензию, в которой описать сложившуюся ситуацию, указать на некачественно оказанную услугу и описать свои требования. Затем эта претензия передается в медицинскую организацию, а на второй экземпляр сотрудниками клиники наносится запись о получении претензии, дата и подпись.
Куда можно обратиться в случае оказания некачественной медицинской помощи, если решить вопрос мирным путем не представляется возможным?
Действия работников медицинской организации и ответ или его отсутствие на претензию можно обжаловать в вышестоящие органы: Росздравнадзор (федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения) или Роспотребнадзор (федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия потребителей) в зависимости от того, на основе чего оказывались медицинские услуги: в первом случае – на основании полиса обязательного медицинского страхования, во втором – на основании гражданско-правового договора.
Каждый гражданин в соответствии с Конституцией РФ имеет право на судебную защиту, и этот случай не является исключением. Так, гражданину, получившему некачественную медицинскую услугу, предоставляется право обратиться в суд с иском. В данном случае территориальность определяется в зависимости от местонахождения ответчика, то есть медицинской организации, к которой предъявляются требования. Через суд гражданин может потребовать возместить ему утраченный заработок (доход), затраты на восстановление нарушенного здоровья, а также компенсацию морального вреда. Обязательное участие по делам данной категории принимает прокурор.
После принятия судом решения, в том случае, если оно было принято не в пользу гражданина, или требования, указанные в иске, удовлетворили не в полном объеме, заявитель имеет право обжаловать данное решение в апелляционной и кассационной инстанции.