Роспотребнадзор увеличил число контрольных закупок по обращениям жителей Иркутской области

В Иркутской области увеличилось число контрольных закупок по жалобам покупателей, административных расследований и исков в защиту потребителей. Об этом рассказала заместитель начальника отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по региону Татьяна Пушкарева в пресс-центре «Областной» 15 марта, в Международный День защиты потребителя. В 2022 году он проходит под девизом «Справедливые цифровые финансовые услуги». 

 

Видео круглого стола доступно по ссылке

 

Роспотребнадзор рассматривает в первую очередь обращения граждан, проводит контрольно-надзорные мероприятия, административные расследования. Большая работа проводится по информированию граждан и профилактике правонарушений.

Число внеплановых контрольно-надзорных мероприятий, проведенных в 2021 году, осталось на уровне прошлого года, – 222. На 48% возросло количество проведенных административных расследований. По итогам надзорных мероприятий вынесено 218 постановлений о привлечении виновных лиц  к административной ответственности, из 33% – юридические лица. Доля вынесенных предупреждений составило 32% от общего количества административных наказаний. Общая сумма наложенных штрафов составила 1 млн 861 тыс. рублей.

Кроме того, в судах рассмотрено 106 административных дел, по 39 вынесены штрафы с конфискацией товаров, 45 – штрафы, 22 – предупреждения. Хозяйствующим субъектам выдано 60 предписаний об устранении выявленных правонарушений, 128 представлений об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений, 96 – предостережений необходимости соблюдения обязательных требований.

В 2021 году проведено 20 контрольных закупок (в 2020 их было всего шесть), 18 из них прошли на предприятиях розничной торговли, одно – на Почте России, одно – финансовые услуги (банк). Нарушения выявлены в 13 из них. По итогам проверок составлено 19 протоколов: одно предупреждение и 18 штрафов на сумму 325 тыс. рублей.

Татьяна Пушкарева  объяснила, по каким основаниям проводятся контрольные закупки. Например, в адрес управления неоднократно поступали обращения граждан на то, что при покупке табачных изделий и расчете банковской картой с покупателей взимается больше цена, чем максимальная розничная, указанная на пачке сигарет. При проведении контрольной закупки сигарет эти факты подтвердились. Индивидуальный предприниматель был привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 14.6 КАП и оштрафован на 50 тыс. рублей.

По неоднократным обращениям граждан проведена закупка телефона дистанционным способом. Продавец не информировал покупателей о продаже телефона, который уже был в употреблении. При проведении контрольной закупки был сделан заказ на сайте продавца, где была указана только цена и технические характеристики. О том, что телефон б/у, указано не было. Расчет за телефон происходил банковской  картой в офисе продавца. На руки был выдан гарантийный талон, но гарантия производителя (1 год с момента покупки), отсутствовала. Это означало, что телефоном уже пользовались, потом ремонтировали и выставили на продажу. Предприниматель подтвердил, что продает восстановленные гаджеты, но информацию об этом не доводит до покупателя. За введение в заблуждение индивидуальный предприниматель оштрафован на 15 тыс. рублей, а еще на 20 тыс. рублей – за взятие дополнительных 2% при оплате банковской картой.

На контроле Роспотребнадзора – обязательная маркировка товаров. В 2021 году было проведено 74 контрольно-надзорных мероприятий административных расследований: обувные товары -10 , табачные изделия -23, шины и покрышки – 4, духи и туалетная вода -2, товары легкой промышленности- 35. Основаниями для проверок послужили материалы Иркутской областной общественной организации по защите прав потребителей.

По результатам контрольно-надзорных мероприятий составлено 62 протокола. Вынесено 42 постановления, штрафы составили 418 тыс. рублей.

Большая роль отводится и судебной защите прав потребителя. «В прошлом году в судах общей юрисдикции дано было 67 заключений по гражданским делам по защите прав потребителей, 46 было рассмотрено, удовлетворено – 45. Кроме того, 29 исковых в защиту неопределенного круга потребителей (в сфере розничной торговли), 19 – рассмотрено, 19 – удовлетворены. Мы неплохо поработали по подаче исков в защиту конкретных потребителей, подано – 28 (в 2020 году было всего 12), 26 рассмотрено и удовлетворено», – отмечает Татьяна Пушкарева.