«Все успели – и БАМ построить, и детей родить»
«Мы все прекрасно понимаем, что без БАМа Сибирь, Иркутская область были бы совершенно иными. Магистраль дала огромный толчок к развитию. И сегодня это важнейшая транспортная артерия, а все, кто строил БАМ, – настоящие герои, их подвиг нельзя забывать», – сказал губернатор Игорь Кобзев. С этими героями мы знакомим вас в специальном проекте «БАМ – стройка века».
В 1974 году Татьяна окончила девятый класс и приехала из Нижнеудинска в Ангарск. Девушке нужно было самой пробиваться в жизни – мать умерла, когда ей было 15 лет. Дома остались две сестры, брат и отец – ветеран войны, который всю жизнь проработал в авиации техником-механиком. Устроившись на Ангарский завод химических реактивов, Таня собиралась параллельно учиться в техникуме. Однажды к ним с подругой Лидой приехали знакомые с БАМа и говорят: «Скучно вы, девчонки, живете! Приезжайте на БАМ!» Недолго думая, девушки создали свой отряд и поехали в Усть-Кут.
Встретились в Звездном
– Помню, принимал нас человек по фамилии Пряхин. Он спросил, какую работу мы бы хотели – штукатур, каменщик, повар в столовую. «Нет, такое не хотим. Мы же приехали БАМ строить!». Согласились стать монтерами путей, хотя и понятия не имели, что это такое. После прохождения медкомиссии вышли на работу в бригаду поезда 288 Абакан-Тайшет. Нашими наставниками были 40-летние женщины, – рассказывает Татьяна Михайловна Мамедова.
После первого месяца работы девушки глянули в зарплатную ведомость и не поверили глазам, когда увидели большие цифры, напротив которых нужно было расписаться. Через пару-тройку месяцев собрали несколько звеньев путей, и бригадам объявили, что самые достойные будут прокладывать дорогу через мост, прямиком на БАМ. Татьяна с подругой, конечно, были в первых рядах, а кому-то ведь отказали в такой почетной миссии, сказали, что недостойны.
– Мороз трескучий стоял, но нам, монтерам путей, это не страшно было: оставались после работы и в выходные дни, потому что надо было быстро путь проложить – отрезок западного участка – от Лены и станции перед Звездным. 24 декабря 1975 года состыковались со звезднинцами. Наша бригада сопровождала первый поезд. Мы все встретились на Звездном, приезжал к нам летчик-космонавт Леонов, мы с ним фотографировались, – вспоминает свой первый год на БАМе Татьяна Михайловна.
Межнациональные свадьбы
Высокую черноволосую девушку, работающую на звеносборке, присмотрел крановщик Ариф из многонациональной бригады. Он подавал краном рельсы и шпалы, а внизу из них собирали звенья дороги. Усть-Кут называли воротами БАМа, а в Бирюсинке, поселочке за городом, жила бригада строителей БАМа.
– Смотрит на меня молодой человек на кране, и я на него смотрю, голову задираю – вроде и понравились друг другу. Конечно, все время он на кране не сидел – и выходил, и комплименты бросал, и на свидания приглашал – как откажешься, если понравился красавец-азербайджанец, – продолжает наша героиня.
Выбирать свадебное платье Татьяна пошла с подружками, но в магазине их не было в то время. В комиссионном они увидели белое кримпленовое – тогда только-только этот материал начал в моду входить. Купили фату и туфли. Свадьбу отметили в красном уголке общежития. Вахтер пустил с условием, чтобы к 8 утра, когда нужно сдавать смену, был порядок. На 24 квадратах расставили столы, повытаскивали стулья со всех комнат.
– Много гостей было, все молодые. А ночевать пошли к подруге – нам выделили свою комнату в вагончике, который рассчитан на две семьи. Через какое-то время я пошла в свое СМП и попросила жилье, надо же где-то было жить молодой семье. Дали комнатку семь квадратов в двухэтажном многоквартирном доме – нам вдвоем хватало, – рассказывает она.
Дочери Сабине было полтора года, когда 1978 году семья поехала на родину мужа, знакомиться с азербайджанскими родственниками. Им было интересно, какая она, русская жена. Матери у мужа не было, только дядька старенький, бывший военный. Он один чисто говорил по-русски, но уже через месяц Татьяна стала понимать местный язык.
– Конечно, меня стали проверять, что я за человек. Один раз нас пригласили на свадьбу к родственникам и меня вызвали танцевать. Я так сплясала их народные танцы, что они до сих пор помнят! Показала, что умеем не только хозяйство вести и детей растить, но и отдыхать, – говорит Татьяна Михайловна.
Ударно трудиться, упорно учиться
После рождения второго ребенка супруги вместе поступили в речное училище. Дочка-первоклассница по вечерам нянчилась с маленьким братом Денисом, укладывала его спать – родители оставляли детей одних на три часа, чтобы сходить поучиться.
– Мы все успели – и БАМ построить, и детей родить. Жили тяжело и весело, в бригаде между собой все переженились. Укладка рельсов, электрификация БАМа – все прошли: копали ямы под столбы, снег отбрасывали, тяжело было. Помню, жили в брусовом доме на четыре хозяина, сами выкопали траншею, провели воду. Канализации не было. Бывало, зимой трубы перемерзнут – идем с соседкой с ломиками и паяльной лампой отогревать.
По совету мужа выучилась Татьяна на крановщика. В 35 лет случилась беда – попала в аварию, ей запретили заниматься интенсивным физическим и умственным трудом. Она решила для себя: «Раз я построила железную дорогу, значит, и буду ее и дальше эксплуатировать!».
– Муж был работящим, хорошим отцом, вместе прожили 24 года, остался лежать в Усть-Кутской земле, а мы несколько лет назад переехали с детьми в Иркутск, – говорит Татьяна.
Сейчас она бабушка пятерых внучек, и всем им очень нужна. А еще занимается огородом, вышивает, ходит в кинотеатр, читает, встречается с ветеранами БАМа:
– Мы приехали на БАМ молодыми. Жили дружно и весело. Устраивали конкурсы «Лучший по профессии» – наша бригада выиграла, и я получила награду «Ударник коммунистического труда». Запомнилось, как участвовала в эстафете – и меня все искренне подбадривали, когда я шла последней. Помню, как отправили нас на курсы первой помощи, а потом на экзамене я трясущимися руками ставила укол. А еще мне одной из первых вручили медаль за строительство БАМа.