Студенты ссузов в Иркутской области получают паспорта компетенций
Демонстрационный экзамен по образовательной методике «Ворлдскиллс Россия» активно внедряют в колледжах Иркутской области, об этом рассказали эксперты в пресс-центре «Областной» 22 марта 2022 года.
В Иркутске прошла сессия Сибирского федерального отборочных соревнований для участия в финале X Национального чемпионата «Молодые профессионалы» («Ворлдскиллс Россия») и итоговых соревнований, приравненных к финалу X Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (Ворлдскиллс Россия)».
Одной из тем обсуждения на сессии стало внедрение в ссузах демонстрационного экзамена. Как рассказала руководитель Центра развития движения «Молодые профессионалы» в Иркутской области Светлана Перестюк, демонстрационный экзамен – это моделирование производственных ситуаций студентами и выпускниками техникумов и колледжей. Им предлагается в короткое время выполнить производственные задачи.
В демонстрационный экзамен Иркутская область вошла в 2018 году только с тремя компетенциями «Дошкольное образование», «Сварочные технологии» и «Поварское дело». По результатам 2021 года уже проведено 92 экзамена по 41 компетенции, были задействованы 39 образовательных учреждений. В 2022 году прошло уже два экзамена государственной итоговой аттестации. Ребята успешно сдали его, выполнив все поставленные задания.
Агентство «Ворлдскиллс» также обучает регионы работать по приросту экспертного сообщества. В 2021 году по программе «Эксперт регионального чемпионата» обучились 19 человек, по программе «Практика и методика реализации программ СПО по стандартам «Ворлдскиллс» – 78 человек, из них 28 сертифицированы как эксперты-мастера. Еще один проект агентства по нацпроекту «Демография» – переобучение граждан и содействие занятости. В 2021 году переобучение прошли 1120 человек в 27 образовательных организациях.
Директор департамента оценки компетенций и квалификаций агентства «Ворлдскиллс Россия» Данил Уфимцев добавил, что демонстрационный экзамен – сквозная технология оценки профессионального уровня обучающихся по различным программам подготовки. Его внедряют в России, начиная от кружков и секций дополнительного образования, программ ДПО и профессионального обучения, СПО и высшего образования.
Внедрение демонстрационного экзамена поддержал президентом страны, пилотная апробация началась в 2017 году, сегодня демонстрационный экзамен является формой государственной итоговой аттестации. В системе среднего профобразования демонстрационный экзамен занимает особое место, так как работодатели, представители индустрий и бизнеса могут наглядно убедиться в оценке подготовки специалиста, его практических знаний, умений и навыков, тем самым экономя средства и силы в поиске профессиональных кадров.
Важно понимать, что демонстрационный экзамен является независимой системой оценки, в которой непосредственно участвуют представители и эксперты предприятий. По итогам экзамена участники получают паспорт компетенций, где детально отражается владение мастерством экзаменуемых, умениями и навыками. На данный момент определены два уровня демонстрационного экзамена: базовый и профильный.
С 2023 года начнется масштабное внедрение демонстрационного экзамена, в зависимости от оснащенности и материально-технической базы образовательных организаций. В сравнении с привычным экзаменом, демонстрационный сложнее для прохождения обучающимися, так как требует высокого овладения практическими навыками. Есть определенные стандарты оборудования по компетенциям. Образовательная организация должна иметь аккредитованные площадки – центры проведения демонстрационного экзамена, обеспеченные всем необходимым в соответствии со стандартами агентства по развитию профессионального мастерства. Ежегодно актуализируются оценочные материалы, что мотивирует колледжи и техникумы постоянно совершенствовать как процесс преподавания, так и обновлять мастерские и пополнять расходные материалы.
Агентство по развитию профессионального мастерства регулярно проводит аудиты центров проведения демэкзамена, требуя соблюдения норм и регламентов, оказывая необходимую поддержку и помощь преподавателям, экспертам и мастерам. Ссузы покупают оборудование по грантам, в том числе и региональным, а также привлекают бизнес к оснащению площадок. С 2017 года отмечается поступательный рост компетенций и аккредитованных центров проведения демэкзамена. Если в 2021 году в демонстрационном экзамене участвовало более 200 тыс. обучающихся, было подготовлено около 5 тыс. площадок в 2700 образовательных организациях, то в этом количество специализированных площадок демонстрационного экзамена возрастет примерно на 1 тыс. и ожидается, что участие в демэкзамене примет не менее 300 тыс. студентов.
Директор Ангарского техникума общественного питания и торговли Светлана Карп рассказала, что все выпускники прошлого и нынешнего года по профессиям «повар-кондитер» и «поварское и кондитерское дело» в рамках ГИА пройдут через демонстрационный экзамен. На площадке техникума будут сдавать экзамен и выпускники других учебных заведений, в которых материально-технической базы для его проведения нет. «Мы участвуем в программе содействия занятости, и выпускники этих программ сдадут у нас демонстрационный экзамен», – сказала директор. Светлана Карп подтвердила независимость оценки экзамена. Ее проводят работодатели или представители других учебных заведений. Председателями ГЭК и независимыми экспертами становятся рестораторы, представители торгового отдела администрации Ангарска.
Директор Ангарского индустриального техникума Светлана Кудрявцева подчеркнула, что главным фактором становится изменение материально-технической базы учебных заведений.
«За прошедшие четыре года мы значительно модернизировали свою базу, – сказала она. – Эти требования стимулируют нас к ежегодному пополнению и совершенствованию наших мастерских. Повышение уровня подготовки выражается в том, что в первый год мы пришли к пониманию неготовности наших педагогов работать в новом формате. Пришлось им пройти обучение. Третий немаловажный фактор – привлечение работодателей к оценке. Нам удалось выстроить тесные партнерские отношения с АНХК и Байкальской энергетической компанией. У каждого предприятия – своя специфика подготовки сварщиков, и мы вносим корректировки в учебные планы. По окончании экзамена мы проводим расширенные совещания с работодателями, анализируем пробелы и актуализируем процесс подготовки, привлекаем представителей предприятий в качестве мастеров производственного обучения. Мы также расширяем число компетенций, второй год ребята сдают экзамен не только по сварочному соединению, но и по неразрушающему контролю и др. Если раньше работодатели не имели понятия о паспортах компетений, то теперь они понимают, что такой документ дает преимущество выпускнику».
Все эти и многие другие вопросы обсуждались во втором дне окружной сессии СФО, в котором принимают участие министерство образования Иркутской области, руководители и сотрудники региональных координационных центров движения «Ворлдскиллс» в Иркутской области, представители образовательных организаций среднего профессионального образования и представители работодателей. Они обсуждают аналитику результатов демонстрационного экзамена по стандартам «Ворлдскиллс Россия», актуальные вопросы организации и проведения демонстрационного экзамена, состоялся семинар для экспертов региона «Требования и порядок работы главных экспертов демонстрационных экзаменов по стандартам «Ворлдскиллс Россия» Окружные сессии проходят в рамках деловой программы отборочных соревнований и запланированы агентством», – заключил Данил Уфимцев.