«Уроки французского» на иркутской сцене

Удивительный синтез атмосферы сибирской деревни и парижских улочек удалось создать режиссеру спектакля по рассказу Валентина Распутина «Уроки французского» Ивану Гущину. Премьера спектакля состоялась на Камерной сцене Иркутского академического драматического театра им. Н.П. Охлопкова и приурочена к 85-летию со дня рождения писателя.

Это третья постановка по произведениям Валентина Распутина в театре и второй спектакль, где артист и один из руководителей театральной студии DRAMA Иван Гущин выступил в качестве режиссера. Напомним, его первый спектакль «Лев, колдунья и платяной шкаф» с успехом идет на Четвертой сцене театра.

– Этот спектакль – в чем-то ностальгия по нашему детству без мобильных телефонов, с подвижными играми во дворе, – рассказал Иван Гущин. – Нам хочется, чтобы современные ребята поняли, как жили их сверстники в послевоенные годы, увидели, как непросто им было.

Буквально с первых минут зрители попадают в другое время и пространство. Вот дети в тельняшках и беретах с помпонами на фоне Эйфелевой башни поют на французском языке, играют на аккордеоне и держат в руках миниатюрный воздушный шар. Праздничное настроение усиливают разноцветные гирлянды. Но вдруг, как по щелчку, пространство меняется, и герои оказываются в сибирской глубинке. Эйфелева башня превращается в вышку линии электропередач, которая маячит где-то вдалеке.

 

 

Действие рассказа происходит в 1948 году. Главный герой – 11-летний мальчик, роль которого исполнил участник театральной студии DRAMA Сергей Алексеенко, должен покинуть родной дом. Ведь в его деревне – только начальная школа, и чтобы продолжить учиться, ему придется переехать в райцентр. Этот момент в спектакле обыгрывается с помощью игрушечного деревянного грузовика, с которым играет мальчик. Особую атмосферу создают народные песни, которые вживую исполняет актриса и педагог студии Алена Бочкарева. Она играет роль учительницы французского Лидии Михайловны. С помощью специального устройства – лупера воспроизводит во время спектакля многоголосье.

– Нам хотелось, чтобы все музыкальное оформление было в одной стилистике, – рассказала Алена Бочкарева. – Мы подбирали русские народные песни, которые, как нам показалось, олицетворяют дух нашей страны. Идеи взять определенные тексты рождались непосредственно на репетициях, мы отталкивались от самих ребят, от их характеров. Решили не записывать музыку, а создавать ее во время постановки, ведь тогда в зрительный зал идет особая энергетика.

Роль рассказчика и одновременно повзрослевшего героя играет сам Иван Гущин, который облачен со своим юным альтер-эго в похожую одежду.

По сюжету герой рассказа Валентина Распутина, который считают во многом автобиографичным, увлекается в райцентре игрой на деньге – чикой. Сам момент, когда дети кидают монетки, показан с помощью акробатических трюков. Ребята создают на сцене сложные хореографические композиции с элементами паркура.

– Нам хотелось сделать что-то выразительное, чтобы ребятам самим было интересно участвовать в постановке, – рассказал Иван Гущин. – Даже за кулисами они не сидят на месте: кто-то играет на шейкере, кто-то на ксилофоне, то есть они все время что-то творят. Конечно, им было непросто освоить трюки. Мы три месяца занимались сценическим движением. Отдельной сложностью было освоение французского языка.

Кстати, исполнителю роли героя, которому по рассказу не давалось произношение в этом иностранном языке, освоить его было достаточно просто.

– С французским особых сложностей не возникло, как и с трюками, ведь я занимаюсь спортом, – рассказал Сергей Алексеенко. – А вот над образом пришлось поработать. Тем более, что у меня подобных ситуаций в жизни не было. В целом мой персонаж – честный, добрый, не берет чужого. Даже посылку вернул учительнице.

Видимо, эту доброту и почувствовала в нем Лидия Михайловна, когда решила взять над ним шефство. Правда, у нее не получилось просто помочь мальчику продуктами – он их не взял. Тогда она решилась на хитрость и стала играть с ним на деньги, тем самым отвлекая его от опасных «друзей». Но долго эта история не могла продолжаться, и однажды директор школы раскрыл их секрет. В спектакле он предстает в виде портрета Виктора Гюго с горящими глазами, являясь символическим образом некой страшной карающей силы, как ее мог увидеть 11-летний мальчик. Однако в зрительном зале этот образ вызвал смех.

Еще один интересный план в спектакле – кукольный. Герои играют с голубями и воробушком. Кстати, в своем первом спектакле Иван Гущин также использовал кукол.

– Наш художник Хан-Али Аюбов работает в Театре кукол, и это не могло не отразиться на спектакле, – рассказал Иван Гущин. – Я сам все больше погружаюсь в эту эстетику, ведь куклы позволяют создавать такие миры, которые в чисто драматическом театре невозможны. Птицы же возникли сами собой, когда мы рассуждали, что объединяет Францию и Россию, и поняли, что и там, и там есть голуби и воробьи. Кстати, этот план перекликается с песнями, где много птичьих тем.

В целом спектакль получился очень динамичным, атмосферным и трогательным. В нем много добрых смыслов и мягкого юмора. А его возрастной ценз 12+ позволяет прийти на него всей семьей.