Что должен знать каждый автомобилист?
Пройти техосмотр и получить медсправку для вождения автомобиля стало сложнее. С 2022 года для российских водителей вступило в силу множество изменений, о которых следует помнить, выезжая на дорогу. Про изменения в законодательстве рассказал начальник отдела организационно-аналитической работы и пропаганды БДД УГИБДД ГУ МВД России по Иркутской области Сергей Швин.
Уголовная ответственность для лихачей
С января этого года вступила в силу новая статья 264.2 УК РФ. Она ужесточает наказание для водителей, лишенных права управлять транспортом и имеющих административное наказание за превышение разрешенной скорости или выезд на встречную полосу. Процессуальная норма распространяется только на те случаи, когда административные правонарушения были выявлены сотрудниками ГИБДД, а не приборами фото- или видеофиксации. Теперь злостные нарушители ПДД рискуют получить огромный штраф, в зависимости от статьи – до 500 тыс. рублей, и даже лишиться свободы на срок до трех лет.
Техосмотр по-новому
Еще одно новшество вступило в силу с 1 марта текущего года. Оно касается правил технического осмотра. Для водителей, которые используют авто как личный транспорт, ослабили контроль за состоянием автомобилей. Для профессиональных водителей ответственность за отсутствие диагностической карты ужесточили.
– Теперь автомобилям категории В, массой до 3,5 тонны, используемым в личных целях, диагностическая карта не нужна. Это же относится к прицепам и мототранспортным средствам. Но она потребуется на эти авто при совершении регистрационных действий по смене собственника или при внесении изменений в конструкцию транспортного средства, – пояснил Сергей Швин.
Он уточнил, что при продаже автомобиля оформлением диагностической карты занимается новый собственник.
Периодичность проведения техосмотра: для автомобилей до четырех лет с момента года выпуска не требуется диагностическая карта. От четырех до 10 лет – ТО раз в два года, старше 10 лет – раз в год.
Водители коммерческого транспорта проходят техосмотр обязательно: авто до четырех лет – раз в год, а старше – дважды в год. За отсутствие диагностической карты – административный штраф 2 тыс. рублей.
Пройти техосмотр и получить диагностическую карту водители могут на пунктах технического осмотра, внесенных в Реестр российского союза автостраховщиков. В Иркутской области таких пунктов не хватает. Сергей Швин отметил, что по нормам их должно быть 88, но по состоянию на 1 марта 2021 года их было 68, а после переаккредитации, на 20 марта этого года, осталось всего 35 пунктов.
По данным Александра Михеева, заместителя директора ОГКУ «Дирекция автодорог», в 28 из 42 муниципальных образований региона нет пунктов проведения ТО.
– Каждый регион России решает этот вопрос по-своему. У нас этим направлением занимается частный бизнес. Мы выступили с предложением приобретать мобильные пункты техосмотра, – сказал Александр Михеев.
Получить медсправку стало сложнее
Главный врач медицинского центра «Медавтоэксперт» Надежда Стельмахович сообщила, что с 1 марта этого года изменилась и медицинская карточка водителя:
– Изменилась сама форма карты. Сейчас каждый специалист должен поставить свои фамилию, имя, отчество, все заверяется печатью учреждения. Сложности с прочтением могут возникнуть у ГИБДД, трудно будет разобрать, кто и что подписал. Если бумажный носитель заменят на электронный, будет проще.
Кроме того, по словам Надежды Стельмахович, внесены изменения в порядок прохождения медосмотра:
– Если раньше мы сначала проводили медосмотр, а потом отправляли человека в психдиспансер, то сейчас наоборот. Теперь у нас забирают водительскую карту и идут на осмотр к психиатру и наркологу, где специалисты устанавливают, был ли лишен прав водитель, по каким обстоятельствам. Врач-нарколог может отправить водителя на дополнительное освидетельствование, если заподозрит его в употреблении запрещенных веществ. Все проверки производятся на платной основе.
Ситуация с аварийностью
Сотрудники ГИБДД отметили, что ужесточение законодательства для водителей крайне необходимо. В 2021 году было зарегистрировано сокращение двух показателей аварийности: числа ДТП и раненных в этих авариях людях. При этом возросло количество аварий с погибшими. На дорогах области погибли 324 человека, что на 4,5% выше показателей 2020 года, в ДТП пострадали свыше 3 тыс. человек. Распространенные нарушения, которые повлияли на уровень аварийности: неправильное расположение транспорта на проезжей части, выезд на встречную полосу, несоблюдение скоростного режима, нарушение правил проезда пешеходных переходов.
По итогам прошлого года, аварий с участием пьяных водителей стало меньше на 8,5% – с 469 до 429 случаев. В таких ДТП уменьшилось число раненых на 12%, но возросло количество погибших на 5,5% – с 122 до 129 человек. За нарушение ПДД в 2021 году начислено штрафов на сумму 1 млрд 313 млн рублей, из них взыскано 924 млн рублей.
Цифра
1 млн 208 тыс. нарушений ПДД выявлено на дорогах Приангарья в 2021 году, из низ 800 тыс. установлены приборами фото- и видеофиксации.