«Эти люди оставили добрый след на земле»

БАМ объединил профессионалов высокого уровня, среди них были не только строители. Главный редактор Иркутского городского радиоканала Нелли Щепина посетила стройку века в 1979 году. Это была одна из ярких командировок в ее трудовой биографии.

 

Начальник большой стройки

Окончив полвека назад учебу в ИГУ, Нелли Леонидовна пришла в Иркутский центр научно-технической информации инженером по телепропаганде. С 1975 года она работала в Комитете по телевидению и радиовещанию.

– Понедельник, раннее утро, идет телевизионная летучка. Рецензент делает обзор всех передач, прошедших в эфир за неделю. Летучку ведет, как всегда, председатель Комитета по телевидению и радиовещанию Виктор Петрович Комаров – человек очень требовательный, обстоятельный, большой профессионал своего дела. За передачу нам всегда выставлялась оценка в виде квадратиков. Если он красного цвета, значит «отлично», синий – «хорошо», а если творческая неудача – тогда уж черный квадрат, «неудовлетворительно». Вот так нас учил Виктор Петрович уму разуму: не захваливать друг друга и быть требовательными. Это была большая и настоящая практическая учеба. Пройдя такую школу, многие из нас нашли свое место в жизни – кто в газете, кто на радио, кто на ТВ, – вспоминает свои рабочие будни член Союза журналистов России Нелли Щепина.

На БАМ Нелли Леонидовну отправили для подготовки очерка о заслуженном транспортном строителе Василии Бондареве. Задание надо было выполнить очень хорошо, требования высокие. Молодая журналистка с удовольствием поехала готовить материал для будущего очерка. Важно ничего не упустить, собрать как можно больше информации, в том числе найти интересный видовой материал для последующих видеосъемок.

Самолеты в Братск в то время летали по нескольку раз в день. Через три часа наша героиня уже была на месте – в поселке Осиновка, где базировалось управление «Ангарстрой». Быстро задание выполнить не получилось – приемная начальника управления Василия Степановича Бондарева была полна прибывших из Москвы журналистов – образовалась очередь на интервью. Не теряя времени, Щепина встречалась с другими работниками «Ангарстроя» и собирала отзывы об их начальнике. Выяснилось, что этот красивый, приветливый и доброжелательный человек был талантливым руководителем, умел решать сложные технические и организационные вопросы смело и без промедления.

 

 

– На третий день подошла моя очередь. Секретарь любезно пригласила меня в кабинет к Бондареву. Я обозначила цель приезда и со знанием дела уверенно попросила дать мотодрезину, чтобы побывать в бамовских поселках. Василий Степанович с улыбкой выслушал меня и спрашивает: «А вы знаете, девочка, что такое мотодрезина?». Оказывается, это обычный паровоз. И как я на нем собралась ехать, ведь железнодорожных путей там еще не было. В итоге мне дали в сопровождение старшего диспетчера, и мы на УАЗике тронулись в путь, – продолжает Нелли Леонидовна.

 

Встречи на трассе мужества

Дорога оказалась длинной и небезопасной, светило очень яркое солнце, без солнцезащитных очков журналистка нахваталась «зайчиков» – глаза болели и слезились. В Магистральном стоял поезд с прицепным служебным вагоном, где 360 дней в году жил начальник стройки Бондарев. По сути, это был дом на колесах.

– Впечатление от увиденного и услышанного было неизгладимым. Здесь я встретила коллег из «Восточно-Сибирской правды» и фотографа Валерия Карнаухова, который нахлобучил на меня очень теплую собачью шапку и сфотографировал на память. А дальше мы поехали вместе по трассе в вагоне-кабинете Василия Степановича. Он принимал всех, кто хотел с ним переговорить, оперативно решал непростые производственные вопросы. Мы двигались по трассе, я записывала на магнитофон беседы с рабочими и бригадирами, спрашивая, какой он, начальник большой стройки. Ответы были разные, но очень уважительные. «Главное, что он внимателен к людям и знает все наши проблемы», – подмечали мои собеседники, – делится воспоминаниями Нелли Леонидовна.

 

 

Звездный, Магистральный, Улькан – все поселки отличались своим колоритом. В Улькане проживало только 8 тыс. населения, а в школе учились дети 38 национальностей. В Звездном на котельной трубе была выложена надпись «Тепло Армении – Сибири». Все союзные республики самоотверженно строили уникальный проект «БАМ – стройка века».

– Через две недели сценарный план о Василии Степановиче Бондареве был готов и одобрен. Творческая группа: режиссер, кинооператор, звукорежиссер и я, редактор, выехали на съемки очерка. Под стук колес, в вагоне, мы записывали рассказы Василия Степановича об этой великой стройке, расспрашивали, чем он увлекается в свободное время, удается ли отдыхать. А когда он наизусть стал цитировать Лермонтова, моему восторгу не было предела – поистине перед нами был герой, жизнь которого оказалась наполнена большим смыслом. С тех пор прошло много лет. Жизнь продолжается, и лучшее, что в ней есть, это люди, такие как заслуженный транспортный строитель Василий Степанович Бондарев, который оставил свой добрый след на этой земле, – сказала Нелли Щепина.