Лазер против слепоты
Офтальмолога Ольгу Васерчук хорошо знают многие мамы Иркутской области. Лазерный хирург Ивано-Матренинской больницы проводит высокотехнологичные операции недоношенным детям по снижению риска отслойки сетчатки. Благодаря этому малыши вновь получают возможность видеть.
Не секрет, что у родившихся раньше срока в большинстве случаев появляются проблемы со здоровьем, а как следствие их – возникает ретинопатия. Можете себе представить состояние мамы, когда вроде бы лечение ребенка уже заканчивается, но тут врачи сообщают о новом диагнозе?
– Особенность ретинопатии недоношенных в том, что она проявляется не сразу после рождения. Первые признаки заболевания мы видим лишь на пятой-шестой неделе жизни малыша, – рассказывает врач-офтальмолог Ольга Васерчук. – Поэтому начинаем смотреть пациентов отделения патологии новорожденных и недоношенных детей, начиная с четвертой недели жизни, когда при помощи специального оборудования уже можно увидеть глазное дно.
Природа все рассчитала
Ретинопатия недоношенных – это сосудистое заболевание сетчатки глаза, которое встречается у недоношенных детей. Считается, что чаще оно возникает у совсем крошечных – тех, кто родился на 22–30-й неделе с весом менее 1000 граммов, реже – у детей чуть «постарше», кто появился на свет с 31-й по 35-ю неделю. На самом деле все относительно, бывает, что крохи избегают этого заболевания, а чуть-чуть недоношенные – нет. Играют свою роль разные факторы: длительное нахождение на ИВЛ, кислородная зависимость, колебания сатурации, внутрижелудочное кровоизлияние, условия выхаживания, бронхолегочная дисплазия и др.
В норме к 40-й неделе беременности сетчатка глаза ребенка полностью покрыта сосудами, они начинают прорастать от центра к периферии с 16-й недели внутриутробного развития. Когда ребенок рождается раньше установленного природой срока, рост сосудов у него практически останавливается, – объясняет Ольга Валерьевна. – И от многих факторов зависит, как будут они расти дальше. Именно поэтому офтальмологи обязательно обследуют недоношенных детей. Если между сосудистой и бессосудистой зонами сформировалась зона ограничения, и она выглядит как тоненькая полоска (мы называем ее демаркационной линией), то это первая стадия ретинопатии. Если эта линия становится гребнем, мы видим извитость сосудов – это вторая стадия. И первая, и вторая стадии могут пройти самостоятельно, в этот период задача офтальмолога – постоянное наблюдение и отслеживание ситуации. При третьей стадии гребень становится выше, происходит прорастание сосудов в стекловидное тело. Это уже показания к операции – лазерной коагуляции.
Ребенок весом 470 граммов
С такими показаниями недавно был прооперирован ребенок, рожденный на 30-й неделе с весом чуть меньше 2 кг. Людям, далеким от медицины, кажется, что к такому крохе и притронуться-то страшно! Но для Ольги Валерьевны такие малыши – привычные пациенты, более того, в отделение поступали и совсем крохи, рожденные на 20–22-й неделе с весом и 470, и 520 граммов.
– Этот ребенок поступил к нам с пневмонией, сначала лежал в реанимации, – говорит врач. – Первые признаки ретинопатии проявились, когда ему было чуть меньше месяца от роду, причем только со стороны височной зоны: обратный ход сосудов, их извитость, сформировались артериовенозные шунты, ретинальные кровоизлияния по валу. Каждые три дня мы осматривали малыша, к сожалению, наблюдали отрицательную динамику; потребовалась операция, во время которой на каждый глаз было наложено около 1500 коагулятов – лазерных точек. Спустя 10 дней ребенок чувствует себя хорошо, но пока остается в стационаре под наблюдением.
Проблема с неправильным ростом сосудов заключается в том, что та часть сетчатки, которая не покрыта сосудами, требует питания. И на клеточном уровне запускаются механизмы формирования патологических сосудов, которые не выполняют своей функции по доставке кислорода к сетчатке. Во время операции врач с помощью лазера полностью выжигает бессосудистую зону сетчатки, требующую кислородного питания, и процесс останавливается. Иногда для полной остановки одного вмешательства недостаточно, приходится делать повторное. Что касается задней агрессивной формы ретинопатии, то она хуже поддается лечению, а прогноз по зрению весьма неблагоприятный. Операция поможет лишь в 45% случаев.
Ребенок, которому был поставлен диагноз ретинопатия, должен пожизненно находиться на диспансерном учете у врача-офтальмолога из-за сохранения риска отслойки сетчатки.
– У тех, кто перенес заболевание в легкой форме, острота зрения может достигать высоких цифр, но так происходит не всегда, – отмечает Ольга Валерьевна. – При типичном течении болезни лазерная коагуляция помогает в 90% случаев сохранить зрение.
Опыт – восемь лет
– В 2013 году я пришла работать врачом-офтальмологом в отделение патологии новорожденных и недоношенных детей, – вспоминает Ольга Валерьевна. – До этого момента детям с ретинопатией проводили криопексию сетчатки жидким азотом. Чтобы внедрить более современный способ лечения, я прошла обучение по ретинопатии недоношенных в Санкт-Петербурге, а затем еще одно – по лазерной хирургии на базе МНТК. В феврале 2014 года мы провели первую операцию по лазерной коагуляции сетчатки. В течение первых двух лет мы использовали технику «одиночных выстрелов», и вмешательство длилось до 2,5 часов – для новорожденного это слишком долгий наркоз. В 2016 году приобрели паттерн-насадку – теперь лазер одновременно наносит несколько коагулятов, благодаря чему время операции сократилось в среднем от 30 минут до одного часа, в зависимости от сложности случая.
Лазерную коагуляцию при ретинопатии недоношенных в Иркутской области делают всего в двух медучреждениях – в Ивано-Матренинской детской больнице и в Областном перинатальном центре.
– В будущем мы планируем на базе нашей больницы проводить операции детям и при четвертой-пятой стадиях ретинопатии – это самые сложные случаи, – говорит Ольга Васерчук.