Современная геология
Цифровые модели месторождений, автоматизация и искусственный интеллект
Маргарита Варова работает в компании «Полюс Вернинское» четвертый год. В том числе больше года – в должности руководителя группы ресурсного и геолого-структурного моделирования. В канун Дня геолога мы спросили у Маргариты, чем же привлекательна эта профессия в наши дни? Как работает современный геолог? И каковы перспективы профессии?
– Маргарита, как вы выбрали профессию? Чем она Вас привлекла?
– Можно сказать, это мечта детства. Сначала я хотела стать палеонтологом, изучать мир динозавров. Ближе к окончанию школы я уже училась в специальном классе с геологическим направлением. После школы поступила в Воронежский государственный университет, и моя любовь к геологии только окрепла. Правда, когда диплом был уже на руках, было волнительно. Геологом меня никуда не брали на работу. Все-таки в этой профессии больше мужчин, это связано со спецификой, вахтовым методом и тяжелыми условиями работы. И вот поэтому после окончания университета пришлось работать некоторое время совсем не по профилю. В 2013 году подвернулся случай устроиться на предприятие «Восточный» здесь же, в Бодайбо. А с 2019 я на Вернинском.
– Вы также работаете вахтовым методом? Как к этому относится семья?
– С пониманием. Муж и дочь в Воронеже ждут с нетерпением. Целый месяц, что я дома на междувахтовом отдыхе, мы проводим вместе. Зато моя работа дает мне стабильный заработок, возможности для развития, и я просто ее люблю.
– Расскажите о специфике вашей любимой работы. Так ли она романтична, как принято считать?
– Девиз геологов – «Умом и молотком» (Mente et malleo). К этим словам часто добавляют фразу: «Глазами и ногами», в моем же случае стоит добавить «Компьютером и программным обеспечением». Наверное, романтизма, о котором поется в старых песнях и рассказывается в фильмах, в работе современного геолога не так много. Но я вам точно скажу, работа интересная!
В настоящее время в геологии бурно развивается моделирование. Это связано как с накоплением больших объемов цифровых данных, так и с развитием самих компьютеров и программного обеспечения, которые способны обработать эту информацию. Сейчас геологические информационные системы внедряются повсеместно и это, несомненно, многое упрощает и помогает в работе геологу. И это не только на крупных объектах отрасли, но и на небольших. Геологические модели играют огромную роль как при изучении месторождения, так и при его разработке. Накоплен большой объем данных по разным направлениям (геохимия, геофизика, аналитика и многое другое). Из них формируются базы данных по изучаемому объекту и возникает необходимость в интерпретации и получении новой информации. Компьютерные технологии позволяют решать различные задачи и визуализировать результат.
Начало эры машинной обработки данных в геологии приходится еще на 90-ые годы. Сейчас цифровизация – это неотъемлемая часть производства и разработки месторождений. Идет активное внедрение и развитие высоких технологий во все сферы жизни. Геология не осталась в стороне, выпускают и совершенствуют много специализированных программ. Программное обеспечение взаимодействует с различными системами и базами данных, обработка информации идет уже на другом уровне. Это и технологии, которые с помощью систем позиционирования отслеживают положение техники на карьере, и датчики, измеряющие параметры технологического процесса, и общая база данных, упрощающая и ускоряющая работу всех служб, а также системы и программные продукты для обработки полученных данных.
– То есть вы получаете данные удаленно?
– Да, можно контролировать и отслеживать различные процессы удаленно. Не нужно ехать в карьер, чтобы узнать на каких блоках выполняются буровые работы, на каких они завершены, наличие результатов аналитических исследований, на каких уже происходит отгрузка руды и куда она направлена. Все это можно узнать, не отходя от своего рабочего места.
– И каков же результат?
– Результатом работ является цифровая модель месторождения (или блока). Сейчас ни в разведке, ни в эксплуатации не обойтись без нее. При проектировании всех работ как геологоразведочных, так и добычных используется моделирование. С помощью различных параметров можно прогнозировать сценарии развития во времени.
При построении цифровой модели только на помощь программ полагаться нельзя. Без знания геологического строения, этапов формирования, структурных особенностей «далеко не уедешь». В первую очередь нужно понимать, для чего тебе это огромное количество данных, какую информацию можно извлечь.
– Над чем еще Вы работаете?
Еще стараемся стандартизировать и автоматизировать рутинную работу. Большие объемы данных увеличивают возможность ошибки. Основные ошибки механические и возникают, конечно, из-за человеческого фактора. Люди, к сожалению, или счастью, не машины. Поэтому в работе максимально стараемся избежать как раз этого, стараясь автоматизировать процессы.
Конкретно в своей работе, разрабатываю макросы в программе Micromine, которые позволяют быстро производить расчеты без дополнительного вмешательства человека в процесс. Пытаюсь сократить время и трудозатраты на различные вспомогательные процедуры.
– Какое у Вас мнение о будущем профессии? Не вытеснят ли компьютеры геологов?
Профессия геолога была и всегда будет востребована. Хотя рынок труда уязвим перед цифровыми технологиями. Искусственный интеллект уберёт потребность во многих профессиях. Но это не касается геологии. Пока что машина не сможет заменить специалиста геолога. Никакой искусственный интеллект не сможет разобраться в строении месторождения и многом другом, с чем геолог ежедневно сталкивается. Процессы, происходящие в земле, не описать одним алгоритмом. Сейчас компьютер – это хороший помощник, но не более того. Как говорится, в эру цифровых технологий работы геологам меньше не станет (становится даже больше), но с помощью программного обеспечения будет меньше ошибок и трудозатрат. Возможно, в будущем высокие технологии и искусственный интеллект будут влиять на рабочие процессы и изменят понятие о нашей профессии, но это будет не скоро.
На правах рекламы