Иркутская область готова к открытию пожароопасного сезона
В пресс-центре «Областной» 4 апреля 2022 года прошла пресс-конференция на тему: «Пожароопасный сезон в Иркутской области».
– Постановлением правительства Иркутской области утверждены перечни населённых пунктов, территорий организаций отдыха детей и их оздоровления, и территорий садоводства или огородничества, подверженных угрозе лесных пожаров в противопожарный сезон 2022 года, – рассказал министр лесного комплекса Иркутской области Владимир Читоркин. – Имея предварительный прогноз на раннюю весну, мы ожидаем первые ситуации по южным районам региона. Поэтому пожароопасный сезон планируется открыть с 11 апреля в Аларском, Ангарском, Баяндаевском, Заларинском, Зиминском, Иркутском и других районах, относящихся к южным территориям области. В северных районах мы планируем открыть сезон с 29 апреля, но эти даты условны. Со дня на день мы ждем прогноз Иркутскгидромета, в соответствии с которым уточним и, возможно, сдвинем эти даты на более ранние сроки.
Владимир Читоркин обратил внимание, что в первый теплый день весны, 2 апреля, вдоль трасс уже появились выжженные области сухой травы. Они появляются, когда водители бросают окурки из окна машин.
– Следует помнить, что пожар может начаться с одного окурка, и потом мы будем тратить миллионы бюджетных денег. Нам важно совместно с МЧС и главами поселений продумать, как бороться с подобными явлениями. Государство на борьбу с пожарами в Иркутской области выделило 1 млрд 700 млн рублей. Лесопожарные силы Иркутской области оснащены техникой в соответствии с федеральным проектом «Сохранение лесов». Уже законтрактованы поставки техники, масел и ГСМ, комплектующих на 198,6 млн рублей. В тушении пожаров будет участвовать техника лесхозов и арендаторов, проверенная заранее Гостехнадзором. На сегодня готово 93 % техники (против 60% на 30 марта 2021 года). Первые силы по технической комплектации направлены на юг области, поставки техники в северные районы идут полным ходом, – отметил министр.
– Ежегодно с наступлением пожароопасного периода у нас возникает угроза перехода лесных пожаров на населенные пункты и от пожаров в муниципалитетах – в леса, – отметил заместитель начальника ГУ МЧС России по Иркутской области, полковник внутренней службы Роман Пешков. – Эта проблема влечет за собой большой материальный ущерб и населению, и лесному фонду. Ежегодно все главы муниципальных образований составляют планы по устранению нарушений требований пожарной безопасности, проводят опашку территории, готовят минерализованные полосы, проводят профилактические отжиги и готовят пути подъезда пожарной техники к водозаборам.
Роман Пешков обратил внимание на то, что профилактические отжиги должны проводить специализированные организации по определенным планам и под контролем сил МЧС. Это вынужденная и самая крайняя мера, поскольку не всегда предоставляется возможность убрать сухую траву с территорий.
– У нас до сих пор в памяти пожар 2021 года в поселке Дальний Нижнеилимского района, когда огонь уничтожил весь поселок и перекинулся на лесной фонд. Как установило следствие, причиной его стало нарушение эксплуатации электропроводки, неуничтожение сухой растительности в населенном пункте, отсутствие опашки и минерализованных полос, – напомнил Роман Пешков.
В утвержденный правительством области перечень вошли 603 населенных пункта, 629 СНТ и 64 летних оздоровительных детских лагеря, имеющие общие границы с лесным фондом. В населенных пунктах, имеющих угрозу перехода огня, акцент делается на создание минерализованных полос, разграничивающих поселение и лес. Между тем, у большинства населенных пунктов границы до сих пор не узаконены, на созданных минерализованных полосах появляются строения.
Владимир Читоркин обратил внимание, что 23 марта в селе Оёк состоялись командно-штабные учения, на которых губернатор Игорь Кобзев поставил четкую задачу, чтобы любые профилактические выжигания проводились под контролем МЧС.
Председатель Союза садоводов Иркутской области Валерий Жуйков обратил внимание на то, что Союз садоводов, как некоммерческая организация может лишь давать рекомендации председателям СНТ и ОНТ. В свою очередь председатели садоводств могут опираться на добросовестных членов СНТ в вопросах противопожарной безопасности. Информациях распространяется на сайтах и в чатах СНТ.
– Буквально на днях в СМИ появилась информация о том, что в СНТ Красноярского края сгорели 20 домов, при этом причиной пожара стало возгорание на мусорной свалке. Председатели в своих СНТ должны создавать добровольные пожарные команды, иметь оборудование, емкости для воды, но для многих садоводств это неподъемная задача. Следует помнить, что региональное министерство сельского хозяйства при софинансировании с СНТ предоставляет субсидии в размере около 500 тыс. рублей. Однако большинство СНТ использует субсидии на реконструкцию электросетей, а не на установку таких емкостей. Да и охватить все СНТ субсидиями невозможно. Это процесс постепенный. Одна из острых проблем – прилегание самих садоводств к границам лесного фонда. В свое время, когда выделялись земли для СНТ, границы определялись с учетом создания минерализованных полос. Но в 1990-х годах эти границы путем самозахвата ликвидировались и участки строились на минерализованных полосах. Эта же проблема касается и муниципалитетов. Выйти сейчас из этого положения довольно сложно. На координационном совете в 2019 году мы поднимали этот вопрос, была создана рабочая группа при министерстве лесного комплекса, но решения носили лишь рекомендательный характер. Причина тому – противоречия законодательных актов. Пока единственных выход, который видится, и эта рекомендация была дана в 2020 году на заседании рабочей группы – представление земельного участка в аренду, либо в безвозмездное пользование для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов. Но для этого нужно подготовить проектно-сметную документацию в соответствии с требованиями минприроды РФ, которая требует миллионных вложений, и поставить лесной участок на государственный кадастровый учет. Не все председатели СНТ и муниципалитеты могут потянуть эти расходы.
Валерий Жуйков считает, что создание ПСД безусловно обязанность СНТ и муниципалитетов, но государство также должно участвовать в софинансировании.
Министр лесного комплекса подчеркнул, что в этом вопросе затрагиваются положения Земельного, Лесного и Градостроительного кодексов.
– И, казалось бы, простейший вопрос, одна минерализованная полоса, но в пределах региона это сотни тысяч гектаров земли. Решения вопроса пока нет. Необходимы законодательные инициативы. А причинами пожаром могут быть, например, когда вновь созданная минполоса тут же застраивается. Запрет на застройку внести невозможно, поскольку она находится в границах населенного пункта. Пока единственный выход – и лесному хозяйству, и муниципалитетам и СНТ – знать и понимать объекты своей ответственности. Мы можем потратить три-пять лет на гармонизацию трех кодексов, а пожары будут случаться по причине неисправной электропроводки и отсутствия емкостей для сжигания мусора и пожаротушения. Поэтому профилактика и работа с людьми должны оставаться приоритетными задачами.
Роман Пешков поддержал спикера, отметив, что МЧС готово давать консультации и любую помощь по вопросам пожарной безопасности, проводить инструктажи. Волонтеры МЧС постоянно работают с людьми, но и ответственным руководителям также нужно работать со своим населением.