«Маскарад» в черно-белых тонах

Спектакль «Маскарад» по пьесе Михаила Лермонтова в постановке московского режиссера Сергея Захарина на основной сцене Иркутского драматического театра им. Н.П. Охлопкова добавил глубины и новых смыслов в знакомое по школьной программе произведение. Премьера спектакля состоялась 2 апреля.

– В «Маскараде» для меня очень важна тема любви, звенящая колокольчиком, которой нам в жизни так не хватает, – подчеркнул режиссер. – Любовь должна всегда спасать и, несмотря на трагизм ситуации, я пытаюсь протянуть ниточку смысла, что нужно всегда цепляться за это чувство, и оно способно спасти в любой сложной ситуации.

 

 

Сергей Захарин – автор уникальной методики «Язык тела и контактная импровизация как выразительные средства актера, или Философия движения». Как артист, он служит в Театре Романа Виктюка. Как режиссер, сотрудничал с театрами Москвы, Челябинска, Новосибирска, Владивостока, Тамбова, Пензы, Тюмени, Кургана, Саратова и Омска. В иркутском спектакле пластика также играет важнейшую роль.

– Мне хотелось ритм стиха дополнить пластическим движением, который добавит яркости, красок и выразительности произведению, – пояснил Сергей Захарин.

Танец, элементы театра теней, взаимодействие с ростовыми тряпичными куклами и зеленым сукном занавеса одного из порталов – все это создает особый мир спектакля, где порок скрывается под маской приличия. Не случайно почти все герои постановки одеты в черное. И только Нина (Алена Бочкарева), как мотылек, летящий на пламя, предстает перед зрителями в белом платье.

 

 

– Мы создали на сцене театр в театре, поэтому возникли декорации в виде порталов, выстроенных треугольником, – пояснила художник Евгения Шутина. – Они, как зеркало – обратная сторона жизни персонажей, которая выстроена как спектакль. В целом в костюмах мы не хотели придерживаться традиций того времени, поэтому они – некий микс эпох.

Арбенин (Александр Братенков, заслуженный артист РФ) – бывалый игрок и в прошлом повеса не видит коварной игры, которую затеял против него когда-то обиженный им Неизвестный (Иван Гущин). Собственными руками ревнивый муж губит того единственного человека, который наполнял светом его некогда пустую жизнь.

– Арбенин до встречи с Ниной был потерян и не понимал смысла жизни, а когда обрел любовь, он вроде бы забыл весь свет и разгульный образ жизни, – сказал Сергей Захарин. – Но так как в нем уже была червоточинка, когда туда попало зернышко сомнения, оно проросло в уничтожающую ревность. Потому что между супругами не было главного, что должно быть между любящими людьми – доверия. И нам хотелось бы, чтобы зрители, увидев эту трагедию на сцене, больше доверяли друг другу и учились разговаривать. Ведь если бы Арбенин с Ниной просто поговорили и все спокойно выясняли, а не закрывались друг от друга, то ничего страшного бы не произошло. Мы считаем, что умение слышать и быть услышанным очень важно в современном мире.

По мнению Сергея Захарина, также общество бывает жестоко к тем, кто идет против правил, и нужно это понимать и быть бдительными.

 

 

– Фатум, которого играет Неизвестный, на протяжении всей истории, движимый силой мести, организовывает схему разъединения этой пары, – говорит режиссер. – Бывает, что общество от зависти строит козни, а многих просто раздражает чужое счастье. Тогда свет, подверженный порокам игры, сплетням и разврату, провозглашает, что так должны жить все, а тех, кто живет иначе, необходимо уничтожить.

Пешкой в большой игре становится и молодой князь Звездич (Николай Стрельченко, Дмитрий Чикризов). Любовная интрижка оборачивается трагедией и для него. Арбенин жестоко наказывает всех, кто посягнул на его собственность.

 

 

– Это для меня очень важная роль, я очень боялся к ней приступать, потому что по темпераменту я и мой герой – разные люди, – отметил Дмитрий Чикризов. – Он молодой повеса, который пользовался успехом у женщин и не особо задумывался о том, хорошо или плохо то, что он желает. Но в конце спектакля он меняется, и мне кажется, в этой работе я как артист и человек тоже очень вырос.   

В целом спектакль получился стильным и атмосферным. Благодаря ритму и пластике большой объем классического текста легко ложится на слух. Образы многих героев, не только главных, благодаря индивидуальным рисункам ролей хорошо запоминаются. Поэтому после постановки вы наверняка будете повторять про себя особенно впечатлившие вас строфы из произведения Михаила Лермонтова. Возможно, трагедия Нины и Арбенина еще и убережет кого-то от ошибки.