Сергей Григорьев: Искусство для меня – это свобода

Живописные произведения иркутского художника Сергея Григорьева, как окна в другой мир, в котором все немного чище, светлее, гармоничнее. Спокойные лица, словно погруженные в какое-то внутреннее созерцание, плавные линии пейзажей, изящные натюрморты. Художнику особенно удаются картины с восточным колоритом, ведь в них есть какой-то особый медитативный настрой, созвучный с внутренним миром автора.

На выставке в Музейной студии Иркутского краеведческого музея можно увидеть 49 произведений живописи и графики, созданных автором за последние 30 лет. О своем творческом пути и картинах, представленных на выставке, Сергей Григорьев рассказал в интервью газете «Областная».

 

Память о родителях

– Сергей Михайлович, когда вы увлеклись изобразительным искусством?

– В третьем классе меня перед всем классом похвалил учитель рисования, и тогда я впервые почувствовал себя художником. Уже потом приходит страх ошибки. Наверное, поэтому все дети гениальны, ведь они не боятся. Моя семилетняя внучка меня все время поправляет, и правда у нее очень мило получается.

– А что для вас тогда ваше творчество?

– Для меня – это свобода. Потому что все остальное – только отчасти выражение меня, мыслей и ощущений. Я пишу так, как я чувствую, и даже если кому-то это не по вкусу, меня это мало волнует, особенно в последнее время.

 

 

– Вы ведь родом из Читинской области, как оказались в Иркутске?

– Мои родители встретились в Чите в авиаполку и полюбили друг друга. Когда закончилась война, полк перебазировали в Иркутск. Мне было тогда пять-шесть лет. По сути я иркутянин.

– Ваш отец изображен на картине «Экипаж»?

– Да, отец из Ленинграда, во время войны летал на северных трассах бортмехаником, мама – бортрадист в этом же авиаотряде. Она из родом из Анжеро-Судженска. В 1953 году отец погиб в авиакатастрофе. Он должен был ехать на курсы, переучиваться на бортмеханика Ту-104, и это был последний рейс. Я писал этот портрет не просто с фотографии, добавил свои воспоминания. Какие лица на этой фотографии, таких сейчас нет. Они особенные, может быть, так умели фотографии делать, но глаза у них светились.

– Есть на выставке и портрет вашей матери.

– Картина «Моя мама» была сделана в 2019 году. Но тут больше фантазии, чем фотографического сходства. Я хотел передать прическу, характер, наивность такую. Словом, это больше портрет женщины той эпохи. Мама прожила долго, 85 лет, похоронила мужа и сына – моего брата. После войны она проработала в аэропорту в Чите, потом в Иркутске.

– Не хотелось пойти по стопам родителей в авиацию?

– У меня есть опыт работы бортпроводником на грузовых самолетах. Меня тоже тянуло в небо, но в 60-е годы прошлого века жизнь была намного насыщенней у творческих людей. Искусством я всерьез увлекся благодаря моему наставнику – художнику Вячеславу Шичкову. Именно он ввел меня в иркутскую творческую среду.

 

Сюжеты картин из реальной жизни

– Ваши работы с восточным колоритом какие-то особенные. Расскажите историю картины «Ольхонский рыбак». 

– Портрет сделан в Хужире, где я какое-то время жил и работал. В тот день я просто бродил с фотоаппаратом, увидел сидящего на берегу мужика, разговорился с ним. Мне понравилось его лицо, я сфотографировал его и решил сделать портрет. И здесь половина выдуманного, а половина реального. Многие из этих работ выставляются впервые, эта в том числе.

Вообще, на выставке собраны картины за 30 с лишним лет. Сначала у меня была мысль – показать их в хронологическом порядке, чтобы зритель улавливал разницу, как я думал тогда и как думаю сейчас. Но зритель приходит уловить настроение, и хронология – не совсем подходящий метод для его создания.

– Тот есть в расположении картин на выставке есть внутренняя логика?

– Конечно. Например, картины «Танец в ночи» и «Разговор» – не случайно расположены рядом. Посетителю может показаться, что они очень разные по стилю. Однако между ними есть взаимосвязь, ведь они составляют часть одного цикла. В работе «Разговор» запечатлены две женщины – Мария и Елизавета. Это творческое переосмысление образов героинь Нового Завета и сюжета Евангелия: Елизаветы – матери Иоанна Крестителя и Марии – матери Иисуса Христа. Я не люблю заумные названия и выражаюсь предельно конкретно. Образ Марии также запечатлен и в работе «Читающая». Это момент перед тем, как она получит Благую Весть.

– Меня заинтересовала работа Vanitas – это ваша инсталляция?

– Коровий череп, украшенный венком из трав и полевых цветов, – моя инсталляция, которая висит в мастерской. Этот череп с Ольхона – только в тех местах можно обнаружить столь выбеленные воздействием солнца и ветра кости. Я запечатлел ее, обратив внимание, как на нее падает свет. Придумывая название для этой работы, я вспомнил об одном жанре, существующем в голландской живописи. Работы там имели названия на латыни. С латинского vanitas буквально – «суета, тщеславие». Смысл картины в том, что все тленно и преходяще.

– Ваша работа «Картошка» тоже вдохновлена вечными сюжетами?

– Да, источником вдохновения для нее стала знаменитая фреска Микеланджело «Сотворение Адама». В разных художественных работах это положение рук цитировалось миллион раз. Я сам совершенно случайно увидел этот мотив, когда чистил картошку.

– Интересно, какой смысл вложен в картину «Побег»?

– Я задумывал изобразить женскую натуру, убегающую из своей одежды. Мне казалось, что это естественное желание каждой женщины. Ведь многие женщины используют много одежды, но при этом все равно намеренно не скрывают того, что, казалось бы, надо скрыть.

– Обращают на себя внимание работы «Долина реки Анги» и «Анга». Что за место вы запечатлели?

– Это река, которая течет мимо Еланцов и впадает в Байкал. Для меня это место силы, которое окутано легендами местных народов. Там прекрасные пейзажи, которые являются неисчерпаемым источником вдохновения для художника.

– На выставке есть пейзажи Иркутска и его окрестностей?

– Да, это картины «Утро», «После грозы», «Улица Терешковой». Здесь те места, которые я люблю. Много лет я прожил на углу улиц Терешковой и Кайской. Там своя неповторимая атмосфера, я до сих пор испытываю ностальгию. А Польский костел для меня – особый элемент пейзажа Иркутска. Это одно из моих любимых мест в городе.

Увидеть эти и другие работы Сергея Григорьева можно на выставке, которая будет работать до 24 апреля.