Спорные сбросы
Сибирское отделение Российской Академии наук не согласовало некоторые изменения в приказ минприроды РФ № 83, который регулирует нормативы предельно допустимых воздействий на уникальную экологическую систему озера Байкал и перечень вредных и опасных для нее веществ.
Ученые, в частности, не согласны с планами смягчить требования к сбросам для промышленных стоков в водные объекты центральной и буферной зон Байкальской природной территории (БПТ). Подробности журналистам рассказал директор Лимнологического института СО РАН Андрей Федотов. В ситуации обещал разобраться депутат Государственной думы РФ Николай Будуев.
История приказа
Что, в каких количествах и концентрациях можно сбрасывать в Байкал и его водосборный бассейн? Эти вопросы уже несколько лет вызывают споры, ведь находятся на стыке тесного и сложного соприкосновения интересов экологии и экономики. Ранее нормативы для сточных вод, которые можно сбрасывать в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории, регулировал приказ № 63 минприроды РФ.
Но по мнению представителей многих хозяйствующих субъектов, он был невыполним из-за строгости норм. В 2019–2020 годах в результате обсуждений с участием научной общественности вышел новый приказ № 83 «Об утверждении нормативов предельно допустимых воздействий на уникальную экологическую систему озера Байкал и перечня вредных веществ, относящихся к категориям особо опасных, высокоопасных, опасных и умеренно опасных для уникальной экологической системы озера Байкал».
Между тем и в него минприроды РФ решило внести изменения. Дискуссии вокруг документа длились с конца прошлого года. Весной 2022 года министерство разместило инициативы изменений в приказ на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.
Акцент на особо опасных веществах
Сам приказ дополнен тремя таблицами. В первой обозначено допустимое содержание вредных веществ в сточных водах, сбрасываемых непосредственно в озеро Байкал. Надо сказать, что иркутские ученые изначально вообще были против таких прямых сбросов. Однако осуществлять их гидрология некоторых впадающих в озеро рек не позволяет. В этой части был найден консенсус после того, как в таблицу были внесены перечни опасных и особо опасных компонентов, подлежащих строгому регулированию.
– Мы пошли в сторону ужесточения, добавили 18 компонентов, которые нужно контролировать при сбросе в Байкал, – пояснил директор ЛИН СО РАН Андрей Федотов. – В первую очередь это компоненты хлорорганической группы. В приказе эти соединения не просто так возникли. Они относятся к группе стойких органических загрязнителей и опасны для любой экосистемы. Тем более, когда мы говорим про Байкал с его пресной водой, с низкой минерализацией.
Итак, эти компоненты в таблицу № 1 приказа были включены и отнесены к особо опасным. Согласовали ученые и нормативы для сточных вод с очистных сооружений поселений и городских округов в водные объекты Центральной экологической зоны и буферной зоны БПТ. Они отражены в таблицах №№ 2.1 и 2.2. А вот с редакцией минприроды РФ в части таблицы № 2.3, где речь идет о промышленных сбросах, Сибирское отделение РАН не согласилось.
– Дело в том, что по логике те самые опасные компоненты, которые были отражены в таблице № 1, должны были «перекочевать» и в этот раздел приказа. И такой проект был. Однако некоторые компоненты, включая хлорорганические соединения, вдруг исчезли. А ведь они помечены в приказе как особо опасные. Наше предложение: внести их в таблицу № 2.3. Это согласованная позиция СО РАН и научного совета по проблемам озера Байкал, который по постановлению Академии наук отвечает за сопровождение всех экологических мероприятий и экспертиз, проводимых на БПТ, – отметил Андрей Федотов.
Также ученые выступают против завышения нормативов по ряду других компонентов. «Предлагаемые изменения по сбросам промышленных стоков в водные объекты водосборного бассейна озера Байкал не могут быть согласованы, поскольку научно необоснованные, повлекут серьезные угрозы экосистеме озера Байкал…», – указано в отзыве СО РАН, адресованном минприроды РФ.
Приоритет за экологией
Представители научной общественности акцентируют внимание, что, во-первых, повышенные сбросы указанных ими химических соединений грозят даже не просто загрязнением водного объекта, а вымиранием групп обитателей озера. Во-вторых, СО РАН указывает на принципы федерального закона «Об охране озера Байкал», согласно которым изменение предельно допустимых нормативов воздействия на уникальную экологическую систему Байкала возможно только в сторону их ужесточения. То есть предполагается, что технологии очистки будут совершенствоваться, соответственно, нормы ПДК опасных и вредных веществ – корректироваться.
По мнению ученых, смягчение требований по сбросу вредных веществ в водные объекты планируется для того, чтобы сделать проще и дешевле ликвидацию отходов Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. Однако они уверены, что в случае с Байкалом и угрозами, которые несут его экосистеме промышленные отходы и сбросы, приоритет должен быть на стороне экологии и действующего федерального закона.
– Ситуация крайне тревожная. В результате появляются исключения, которые ставят под вопрос всю природоохранную политику на Байкале. Речь идет и о нарушении федерального закона «Об охране озера Байкал», ведь изменения в приказ могут быть только в сторону ужесточения нормативов, но никак не в сторону ослабления. Сейчас я буду писать серию запросов по данной ситуации. Надеюсь, что минприроды РФ скорректирует свою позицию в интересах сохранения озера Байкал, – заявил Николай Будуев, депутат Государственной думы РФ.