В заповедник по «Пушкинской карте»
На очередном общественном экологическом совете при Байкальском межрегиональном природоохранном прокуроре его участники говорили о проблемах развития туристической деятельности в особо охраняемых природных территориях (ООПТ).
Представители надзорного ведомства, органов власти, ученые и общественники предлагали активнее поддерживать познавательный туризм. Они, например, инициировали законодательно закрепить статус экологических троп, отменить налог на имущество туристического назначения в ООПТ, расширить возможности действия «Пушкинской карты» для посещения молодежью нацпарков и заповедников. Не обошли участники встречи и инфраструктурные вопросы.
Нужно развивать познавательный туризм
– Благодарю всех за неравнодушное отношение к нашей природе. Предлагаемая тема является актуальной для Байкальской природной территории – общенационального достояния России. Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуре поднадзорны 172 особо охраняемые природные территории. Их площадь составляет более 48 тыс. квадратных километров. Сегодня на Байкале отмечается ежегодный рост туристического потока. Следует отметить, что с увеличением числа туристов и приливом финансовых средств в сектор экономики также растет антропогенная нагрузка на Байкал, – обратилась к участникам заседания Байкальский межрегиональный природоохранный прокурор Елена Макушенко.
Обсуждение проходило в областной научной библиотеке им. Молчанова-Сибирского 31 марта. В нем приняли участие все межрайонные природоохранные прокуроры и руководители структурных подразделений аппарата Байкальской прокуратуры, представители научных кругов, ассоциаций муниципальных образований, активисты экологических организаций, уполномоченные лица органов государственной власти, директора учреждений особо охраняемых природных территорий Байкальской региона, предприниматели.
Байкальская межрегиональная природоохранная прокуратура (БМПП) сейчас принимает меры, направленные на создание условий для развития познавательного туризма. Он считается более щадящим для окружающей среды. В этом году прокуроры направили главам байкальских регионов информацию о необходимости поддержки экологически ориентированных предпринимателей, тех, кто осуществляет деятельность на ООПТ.
– Одна из основных задач государственных органов – поддержка туристической отрасли с помощью государственного регулирования и развития инфраструктуры. Также важно развивать и поддерживать экологическое образование, внедрять в общество и формировать бережное отношение к природе, – уверена Елена Макушенко.
Мораторий не освобождает от ответственности
В надзорном ведомстве напомнили, что осуществление прокурорского надзора за исполнением законодательства о защите прав предпринимателей отнесено к числу приоритетных направлений надзорной деятельности природоохранной прокуратуры. На протяжении 2021–2022 годов прокуроры активизировали работу в этой сфере. За это время они выявили свыше 600 нарушений прав предпринимателей, для их устранения внесли свыше 300 мер прокурорского реагирования. Проверки свидетельствовали о том, что уполномоченные органы исполнительной власти некоторых байкальских регионов не в полной мере осуществляли реализацию возложенных полномочий в сфере развития туризма.
– В частности, не разрабатывались региональные государственные программы развития туризма, не создавались комиссии по оценке экологического состояния природных комплексов, не внедрялась практика формирования природоохранных паспортов, – уточнил помощник Байкальского межрегионального природоохранного прокурора Александр Кауров. – В результате мер прокурорского реагирования были приняты решения о разработке таких программ развития туризма, организации учета объектов туристической индустрии, проведения разъяснительной работы с хозяйствующими субъектами. Продолжено принятие мер, которые направлены на снижение нагрузки на бизнес, ликвидацию административных барьеров при оказании государственных и муниципальных услуг.
По его информации, приведены в соответствие с требованиями федерального законодательства региональные и муниципальные нормативно-правовые акты, где, в частности, исключены коррупциогенные факторы. Прокуратура пресекла факты незаконного и необоснованного планирования и проведения более 30 проверок.
Александр Кауров напомнил, что в 2022 году правительство РФ ввело мораторий на проведение проверок предпринимателей. На заседании прозвучал вопрос, не повлечет ли это рост нарушений экологического законодательства. Как ответили в прокуратуре – когда есть угроза жизни или причинения тяжкого вреда здоровью людей, а также при возможности возникновения чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, внеплановые проверки проводиться будут. То есть это строго ограниченные случаи, и каждое проверочное мероприятие должно быть согласовано аппаратом БМПП. Мониторинг ведомство ведет, поэтому игнорировать законы об охране окружающей среды у хозяйствующих субъектов не получится. К тому же контролирующие органы призваны теперь активнее разъяснять им законодательство для профилактики нарушений.
– Еще одна проблема для бизнеса, осуществляющего деятельность на особо охраняемых природных территориях, которой сейчас уделяется особое внимание, – это обязанность согласования видов социально-экономической деятельности. В соответствии с федеральным законом № 33 процедура согласования происходит через минприроды РФ. Вместе с тем перечень видов этой деятельности, подлежащих согласованию, и административный регламент, устанавливающий порядок такого согласования, не определены. Об этом наша прокуратура проинформирует генеральную прокуратуру РФ, – доложил Александр Кауров.
Тропостроители ждут федеральный закон
Есть и другие вопросы, решать которые придется с помощью федерации. Например, законодательное регулирование строительства экологических троп. Как рассказала исполнительный директор ассоциации «Большая Байкальская тропа» Элеонора Еремченко, волонтеры работают над тем, чтобы был принят федеральный закон о тропостроении. Сейчас они не могут легитимно работать ни на каких территориях, кроме ООПТ, которые этот процесс регламентируют у себя, поскольку по уставу должны развивать познавательный туризм. Что касается лесхозов, то перед ними стоят другие задачи. Но на их территориях туристы есть, а тропы призваны сделать отдых более безопасным и щадящим для природы.
– Или взять, например, Олхинское плато, это очень рекреационный район. По сути, аналогичный нацпарку «Столбы» вблизи Красноярска. Там нужно работать, строить цивилизованные тропы, но у нас нет законодательных механизмов. Допустим, не должно быть, чтобы одна тропа была и велосипедной, и пешеходной. Эти тропы могут быть только отдельными, поскольку речь идет о безопасности. Все это необходимо прописывать в законе, в стандартах троп, – подчеркнула Элеонора Еремченко.
По мнению директора «Байкальского государственного заповедника» Василия Сутулы, для законодательного решения вопроса по созданию национальных троп, в том числе «Большой Байкальской», требуется также придать им статус линейных инженерных объектов.
Предложения директора Байкальского заповедника
Развивая тему познавательного туризма, Василий Сутула заметил, что здесь также нужны дополнительные меры нормативно-законодательной поддержки. Он предложил внести изменения в федеральный проект «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма», а именно – предусмотреть необходимое финансирование этого вида деятельности заповедников. Он считает нужным включить федеральные ООПТ в национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства».
– Также мы предлагаем внести изменения в Налоговый кодекс по отмене налога на имущество туристического назначения, в том числе на земельные участки и недвижимые объекты для снижения эксплуатационных издержек. Кроме того, нужно создать механизм для внедрения методики пределов допустимых изменений, – продолжил директор Байкальского заповедника. – И я бы просил, чтобы мы проработали на законодательном уровне практику финансирования внеклассных учебных занятий. Это важно, ведь дети – будущие туристы. А в работе с молодежью, полагаю, следует применить для ООПТ механизм действия «Пушкинской карты».
Свой комментарий дал и руководитель «Дирекции по особо охраняемым природным территориям регионального значения Иркутской области» Александр Кондратов. Он напомнил, что заповедники создавались в первую очередь для охраны природы и научных исследований. На массовых посетителей больше рассчитаны, к примеру, национальные парки. А турпотоки от Байкала нужно уводить.
– Экологический, познавательный туризм – как мы его не назовем – это все равно хозяйственная деятельность, – констатировал Александр Кондратов. – И все проблемы Байкала от большого потока, который он уже не переваривает. У нас достаточно мест, где можно развивать туризм. Например, в заказнике «Иркутный», где проводятся сплавы. Но опять же сначала нужно сделать инфраструктуру, а потом предлагать. Причем эту деятельность стоит осуществлять очень аккуратно.
Сейчас в регионе развиваются альтернативные Байкалу туристические направления. Этой работой активно занимается Агентство по туризму Иркутской области. Но все равно основной поток гостей едет на Байкал, в Ольхонский район.
Вывозить отходы с Ольхона накладно
О своих чаяниях на заседании говорил представитель Маломорской туристической ассоциации Данил Белозерцев. Он в очередной раз затронул тему водоснабжения и водоотведения на острове. Гостиница предпринимателя работает на Ольхоне более 10 лет. Питьевую воду берет из скважины, а здесь нужен постоянный контроль качества.
– Все лаборатории в Иркутске. Я каждые три месяца сдаю воду на анализ согласно правилам лицензии. Я обязан довести ее в город за пять часов, иначе там газовый состав изменится, будут негативные показатели. И моя скважина станет не питьевой. Я это делаю за свой счет. Это мне стоит 20 тыс. рублей. Плюс водитель, как сумасшедший, везет ее через все паромы. Почему нельзя в Еланцах сделать лабораторию или поближе? И это лишь часть общей проблемы, – посетовал предприниматель.
Вывоз жидких бытовых отходов тоже является проблемным для местного турбизнеса. В первую очередь из-за цены. По словам Данила Белозерцева, от гостиницы, где в сутки вырабатывается от 10 до 15 кубометров ЖБО, нужно делать два рейса в день на полигон, который расположен в материковой части. Это обходится в 600 тыс. рублей в месяц. Поэтому предприниматель оформил лицензию на вывоз ЖБО своими силами.
Он представил на заседании проект мобильных очистных сооружений, которые предлагает в качестве эксперимента запустить на Ольхоне. Правда, даже если очистить стоки до значений, указанных в приказе минприроды, сливать условно очищенные воды в Байкал нельзя, а рек на острове нет.
Ведущий научный сотрудник Института географии СО РАН, доктор географических наук Татьяна Калихман предложила предпринимателю рассмотреть возможность использования выпарительных установок, где от ЖБО в результате остается небольшой осадок. Но тот ответил, что на Ольхоне не хватает мощностей электроэнергии, а за свет он и так платит немало денег.
Татьяна Калихман также указала на уязвимость ольхонских почв, которые быстро размываются, и посоветовала с экспериментами быть поаккуратнее. Это относится и к сбросу осадков сточных вод очистных сооружений на грунт. Такие удобрения также могут навредить почве, она попросту засолится и потеряет всякую ценность. Тем более, что в таких осадках встречаются небезопасные для окружающей среды тяжелые металлы.
Понятно, что такие специфические вопросы стоит подробнее обсудить с профессионалами жилищно-коммунальной сферы и учеными, изучающими воду Байкала. Руководитель агентства по туризму региона Екатерина Сливина пригласила Данила Белозерцева ознакомить со своими идеями рабочую группу в правительстве Иркутской области, которая сейчас готовит паспорт проекта комплексного развития Ольхонского района, где большое внимание уделено созданию инженерной инфраструктуры.