Как сохранить доверие людей к благотворительности?
В России снижается объем пожертвований, которые собирают благотворительные организации. Об этом сообщила корреспонденту «Областной» Елена Тополева, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке СО НКО, председатель Координационного совета по социальной рекламе и социальным коммуникациям при Общественной палате РФ, директор Агентства социальной информации.
– Благотворительность в России в последние годы активно развивалась во всех проявлениях – корпоративная и частная, системная и спонтанная, – отметила она. – Исследовательские центры фиксировали рост участия людей в качестве волонтеров, жертвователей, сторонников некоммерческих организаций. Повышалось доверие к третьему сектору, особенно к благотворительным фондам. По сравнению с другими НКО сегмент благотворительных организаций развивался ускоренными темпами – фонды активно использовали передовые IT-технологии, современный менеджмент, демонстрировали прозрачность и подотчетность, тем самым показывая пример другим НКО.
Нынешняя ситуация внесла свои коррективы: фиксируется снижение объема пожертвований, которые собирают благотворительные организации. Связано это с тем, что не работают платежные системы, а привычные способы фандрайзинга стали недоступны, ведь много пожертвований привлекали социальные сети, которые сейчас нельзя использовать. Новые возможности пока не совсем освоены, а сами платформы – Вконтакте, Яндекс – еще не вполне приспособились к этим целям. Кроме того, многие жертвователи стали неуверенно чувствовать себя в плане собственного материального положения. В целом, у граждан за последние годы сформировалась привычка участвовать в благотворительности и, на мой взгляд, она уже никуда не денется. Благотворительный сектор это учитывает и со временем, будем надеяться, адаптируется к новым условиям.
Для привлечения новых сторонников региональные НКО стараются демонстрировать все большую прозрачность и подотчетность. Чтобы сохранить доверие людей к благотворительной деятельности, репутацию НКО и СМИ, которые о них рассказывают, еще большую актуальность приобретает Меморандум, разработанный Общественной палатой РФ в 2019 году. Меморандум направлен на предотвращение рисков недобросовестных сборов денежных средств, которые привлекаются с помощью социальной рекламы. Документ содержит свод рекомендаций, которыми могут руководствоваться СМИ, некоммерческие организации и производители социальной рекламы для того, чтобы убедиться, что те сборы, которые объявляются в той или иной социальной рекламе, являются добросовестными. Недавно к меморандуму массово присоединились организации и СМИ из Югры, Ростовской области, Башкортостана. Приглашаю организации Иркутской области также изучить и поддержать этот документ.