20.04.2022 10:07
Рубрики
Общество
Фото
архив Валентины Кривошеевой
Фото:
архив Валентины Кривошеевой
20.04.2022 10:07

«Недаром строили. Недаром жили…»

Жительница поселка Магистральный Казачинско-Ленского района Валентина Кривошеева строила БАМ без преувеличения собственными руками. Полвека назад она приехала в Сибирь с Украины и с тех пор никогда не расставалась со стройкой своей молодости. Сегодня она вспоминает прожитое и разыскивает бамовскую подругу Татьяну.

 

Поселок начинался с  палаток

Нынешнее молодое поколение с трудом представляет себе масштабы великой стройки. Вот как им понять, что 27 апреля 1974 года, когда БАМ объявили Всесоюзной ударной комсомольской стройкой, первые отряды комсомольцев прямо со съезда ВЛКСМ отправились покорять тайгу.

Новости о грандиозном проекте Валю Кривошееву застали на Украине, в Херсонской области. Девушка окончила строительное училище и работала штукатуром-маляром на строительстве объектов нового города. Они в те годы в большом количестве возводились на советской Украине.

– Чуть раньше подружка юности Таня Завьялова уехала на БАМ. И меня сманила, такие истории интересные рассказывала! Писала – рабочие руки нужны. Я и собралась в дорогу, сразу после училища, – вспоминает Валентина Мефодьевна.

Однако руководство строительного треста, куда девушка распределилась после училища, молодую маляршу не отпустило – кто же хорошими кадрами раскидываться станет? И только через год, в 1975 году, Валя смогла уехать «за туманом и за запахом тайги». Ей исполнился 21 год.

Из Усть-Кута в Магистральный, поселок будущего, Валя прилетела на вертолете. Тогда трудно было попасть на БАМ, вертолет вместе со снаряжением и продуктами доставлял и кадры.

Завороженная Валя без конца смотрела в иллюминатор. После украинских степей «зеленое море тайги» казалось бескрайним. Восторг и красота!

Подруга к вертолету не пришла – работала. Валю встретил Виктор, муж Тани.

– Всего одна улица в поселке была. Палатки кругом стояли. Первое общежитие тогда только-только строить начали, – вспоминает Валентина Мефодьевна.

 

И любовь была

– Мы молодые были. Хоть и уставали, но жили весело. И такая тут была красота после Украины моей! Везде тайга, лес, ягоды. А люди какие были кругом замечательные! Например, почетный строитель России, первый бессменный начальник СМП- 391 Анатолий Алексеевич Коротнев. Это наша легенда, столько всего было построено под его началом! Никуда не уехал, так и остался здесь, как большинство из нас, – продолжает наша героиня.

Вместе с девчатами она в 1975 году строила в Магистральном школу, потом детский сад «Брусничка». Работала маляром-штукатуром, трудилась на износ. Но так радостно было смотреть, как в тайге рождается молодой, красивый поселок:

– Кино привозили постоянно, когда клуб построили. Артисты до нас приезжали часто. Валентина Толкунова, золотой голос России, у нас пела. Геннадий Хазанов выступал, Лев Лещенко… Мы были дружные, заводные. Жили в однокомнатных домах-щитовушках, но как же было весело! Всегда пешком ходили, с гитарой не расставались.

Не работой единой жили бамовцы. Песни по вечерам под гитару, веселые посиделки у костра, танцы до упаду прямо на поляне под звездным небом. Все это было. Была и любовь. Именно на строительстве пути Валя познакомилась с будущим мужем Анатолием. Он на стройку приехал из Липецка, работал в тайге лесорубом, водил трактор. А потом перешел на работу в энергопоезд, который в годы строительства БАМа обеспечивал электроснабжение станций, разъездов, поселков.

 

 

Молодые познакомились в клубе. Ребята-лесорубы, местный вокально-инструментальный ансамбль, сменив топоры на гитары, «давали эстраду». Играли почти профессионально, ритмичные звуки сменялись на романтическое танго. Стеснительный Толя пригласил танцевать сперва одну девушку, потом другую. А гордячки отказывали почему-то, посмеивались, на других поглядывали.

– Ну что ты, по кругу пойдешь всех подряд приглашать? – засмеялась Валя и пошла с ним танцевать. И потом 45 лет вместе прожили. Но сначала два года дружили, конечно. А после такую закатили комсомольскую свадьбу в построенной Валиными же руками рабочей столовой!

 

 

Один за другим родились дети – сын Саша и дочь Наташа. Выросшие на БАМе ребята тут и остались. Саша работает на железной дороге, построенной родителями.

– Последней моей стройкой стала больница. А потом… Молодость прошла, вот что потом. Когда многие уезжали с БАМа, собирались и мы. Собирались и никуда не уехали. И мужа я здесь схоронила. А куда я отсюда теперь?

 

В «Жди меня» писала…

Сегодня все чаще вспоминаются коллеги – подруги славной молодости. Галя Бродецкая, Ира Зайцева, Надя Марченко, Валя Скрипка – бессменная ее бригада, золотые руки и верные сердца.

И подруга Таня Завьялова часто вспоминается, по мужу Хасанова. Она уехала сперва в Усть-Кут, а после замужества – в солнечный Азербайджан.

– Хотелось бы мне ее найти. Как расстались в 1980 году, так и не виделись больше. У Тани дети – погодки моих ребят. Она – дорогой мне человек, я ее помню и ищу до сих пор. Все эти годы искала, когда интернета еще не было. В программу «Жди меня» на Первый канал писала. Нет вестей от моей Танечки. А мы ведь БАМ вместе строили. Может, ваша газета найти поможет? – с надеждой спрашивает Валентина Мефодьевна.

На пенсию она вышла в 2003 году. Но связь с товарищами по стройке не прервалась. Всегда рядом верные Ирина Храмко, Алексей Зуев, Иван Кисель, другие. Крепок их дружный круг коренных бамовцев. Такая это порода, не поддаются годам и хворям, поддерживают друг друга, помогают всякому, кто нуждается.

– Встречаемся, общаемся. Нынче на 2 июня – дату высадки первого десанта – обязательно соберемся. Здорово было бы, если бы иркутские наши бамовцы приехали – Валя Кедрова, Наташа Гребенюк, другие. На 50-летие БАМа планируем собраться, это будет в 2024 году. Посчитаем, сколько нас осталось, старой гвардии, – грустно говорит наша героиня. А потом, вспомнив что-то свое, улыбается. – А знаете, все ведь стране понадобилось, что мы сделали. Значит, мы недаром строили. Недаром жили.

 

Фото: архив Валентины Кривошеевой