Обогатитель сибирских руд

Известный ученый и производственник Сергей Прокопьев празднует юбилей

Винтовые сепараторы и другое оборудование созданного им предприятия пользуются высоким спросом на месторождениях нашей страны и зарубежья. А статьи его авторства по теме обогащения полезных ископаемых публикуются в ведущих научных журналах. 18 апреля кандидат технических наук, генеральный директор ООО НПК «Спирит», начальник отдела комплексного использования минерального сырья Института земной коры СО РАН Сергей Амперович Прокопьев отметил 65-летие. Но для юбиляра это не возраст, как он говорит – все только начинается.  

 


Сергей Прокопьев (слева) с тренером Евгением Потаповым и мастером спорта СССР Виталием Кравчуком

 

 

Винтовые сепараторы

В лаборатории обогащения научно-производственной компании «Спирит» жарко от сушильной печи. В ней технологи избавляют от лишней влажности пробы железорудного сырья из Белгородской области и баритовых руд из Хакасии. Образцы твердых полезных ископаемых везут сюда из разных месторождений страны.

– А здесь посмотрите на наши винтовые сепараторы, – показывает заведующая лабораторией Мария Шульгина. – Это оборудование для гравитационного обогащения полезных ископаемых. Разработки наш генеральный директор Сергей Амперович начинал еще в 80-е годы с Василием Дмитриевичем Ивановым в Иркутском государственном институте благородных и редких металлов и алмазов – Иргиредмете. С тех пор мы усовершенствовали конструктивные особенности. Ведь для золота нужен один профиль, для железного сырья – другой, для кварцевых песков – третий. Я так скажу, пусть у Сергея Амперовича будет крепкое здоровье, чтобы он еще долго посвящал себя науке и производству. Он прекрасный руководитель и просто хороший человек.

Пока герой статьи говорит с кем-то по телефону, Мария Шульгина показывает гордость «Спирита». Это оборудование призвано по максимуму извлекать полезные ископаемые из породы, оно может улавливать частицы золота размером до 20 микрон.

В СССР одним из отцов-основателей изучения и освоения производства винтовых аппаратов был кандидат технических наук Василий Иванов.

– Он был моим наставником. Вот в нашей галерее корифеев обогатительной науки висит его портрет. Когда я еще учился в Политехе, стал подрабатывать лаборантом в Иргиредмете. Василий Дмитриевич и другие мои учителя – Николай Михайлович Кулебякин, Геннадий Федорович Тумаков, словно в школе, научили базовым научным вещам: как исследовать, вести отчеты, анализировать, делать выводы, – рассказывает Сергей Прокопьев.

 

Ученый начинал со спорта

Встретились мы накануне его юбилея, а говорил он больше о других – учителях, соратниках. Ну и о работе, конечно. Сергей Амперович сочетает научную и производственную деятельность. Как и многие коллеги, работает не только в НПК «Спирит», но и в Институте земной коры СО РАН, где расположена лаборатория.

– Директор института Дмитрий Петрович Гладкочуб – человек масштабный и мыслящий. Когда разваливались другие НИИ, в целом геология, он собрал многих хороших ученых, специалистов здесь. Я, например, после Иргиредмета работал в Восточно-Сибирском НИИ геологии, геофизики и минерального сырья. Но в 2014 году его угробили. И именно в том НИИ я основал фирму «Спирит», – продолжает Сергей Амперович.

Трудовой путь у Прокопьева, как принято говорить, извилистый. Изначально он был далек от науки. Вырос в Иркутске, одно время жил с родителями в Бодайбинском районе – отец был шофером на приисках. А маленький Сережа больше всего любил занятия по классической борьбе. Дорос до мастера спорта СССР. Выступал за «Динамо». Документы на энергетический факультет Политеха подал за час до закрытия приемной комиссии. Вместо подготовки к вступительным экзаменам все лето провел на спортивных сборах и в результате поступил только на вечерний факультет. Но однажды пришла повестка, и возникла «перспектива» оказаться в ЦСКА – вечного конкурента «динамовцев», при этом уехать из Иркутска.

– У меня был прекрасный тренер Евгений Иванович Потапов. Он не мог допустить такой ситуации. Евгений Иванович поехал к декану металлургического факультета Сергею Леонову, он потом 20 лет был ректором Политехнического института. Сергей Борисович взял меня на кафедру «Обогащение полезных ископаемых», – опять благодарит важных в судьбе людей Сергей Амперович. – Помню, сел на кольце в пустой трамвай, домой поехал и все думал, что это за обогащение ископаемых такое? Но потом мне понравилась эта наука. Тем более дальнейшая карьера в большом спорте оказалась закрыта – я получил серьезную травму…

 

Санкции помогли производству

Телефон у Сергея Прокопьева звонит без умолку. Оказывается, санкции помогли производству. Заказов у «Спирита» прибавилось. Фирм, которые выпускают подобное оборудование по обогащению полезных ископаемых, в мире можно посчитать по пальцам одной руки. И некоторые из них находятся в попавших в список недружественных стран. К иркутянам стали обращаться добывающие предприятия, компания резко стала расширять производство, ее цеха, кстати, размещены в Шелехове и Усолье-Сибирском.

У юбиляра много планов и идей. Совместные разработки ИЗК СО РАН и НПК основаны на рациональном природопользовании. Так, из многотонных хвостохранилищ с отходами угледобывающих предприятий Черемховского района можно извлечь до 30% качественного угля. Отвальные отходы Коршуновского месторождения содержат еще столько железной руды, что можно ее перерабатывать лет 20. А запас золота в отработанных «хвостах» приисков Бодайбинского района оценивается в 500 тонн. Многие крупные компании, в том числе «АЛРОСА», «Полюс», «Селигдар», НЛМК и др. сотрудничают с иркутскими учеными.

Но, по мнению Сергея Амперовича, еще больше пользы экономике и экологии региона может принести государственная программа по переоценке техногенных месторождений. А для импортозамещения это особенно актуально.

 

 

– Многое еще нужно сделать. С сыном Евгением – а он трудится вместе со мной, курирует у нас научную часть – принимаем участие в аттестационной комиссии кафедры обогащения полезных ископаемых ИРНИТУ, многие из которых приходят к нам на работу. Конечно, геология, обогащение полезных ископаемых – так сказать, не массовый вид «спорта». Здесь и романтика, ведь приходится бывать в экспедициях, жить в палатках, летать на вертолетах, работать на ГОКах. Но и тяжелый труд тоже. Однако есть перспективные молодые ребята с интересными идеями. А еще я являюсь президентом Федерации греко-римской борьбы Иркутской области. В мае будем проводить турнир памяти моего спортивного наставника, заслуженного тренера СССР Евгения Потапова, которому исполнилось бы 100 лет. Занятие борьбой мне дало многое, в первую очередь психологический настрой на победу, успех. Ведь в том же бизнесе надо показывать характер. Но и соратники важны. Например, с нашим исполнительным директором Михаилом Болотиным мы уже более 20 лет работаем бок о бок, и создание производственного направления целиком заслуга Михаила. У нас сильный, молодой коллектив, всех не перечислишь, – в очередной раз упоминая товарищей, юбиляр доказывает, что остается верным себе и своему делу.

 

На правах рекламы