Рыцари алого сердца

20 апреля в России отмечается Национальный день донора. Тех, кто совершает «тихий подвиг» ради жизни, в нашей стране именуют рыцарями алого сердца. Название возникло из символики Службы крови, где сердце образовано силуэтами двух людей, взявшихся за руки. По итогам 2021 года в Иркутской области компонентами крови поделились более 17 тыс. человек, впервые в донорстве приняли участие около 3 тыс. человек.

 

Цифра:

18 жителей Иркутской области уже стали реальными донорами костного мозга, а это 18 спасенных человеческих жизней

 

Запасы есть по всем компонентам

– Донорство объединяет людей разных возрастов и профессий – от студента до управленца высокого уровня. Несмотря на то что в основном на станциях переливания крови мы чаще видим молодых людей до 35 лет, приходят и доноры со стажем в возрасте 70 лет и старше, – говорит Максим Зарубин, главный врач Иркутской областной станции переливания крови.

Он напомнил, что безопасно для своего здоровья женщины могут сдавать кровь четыре раза в год, мужчины – до пяти. Периодичность по сдаче плазмы и тромбоцитов – две недели с предыдущей донации. Однако медики призывают соблюдать главный принцип в донорстве – не навредить! Поэтому интервалы в сдаче крови могут быть индивидуальные, в зависимости от скорости восстановления компонентов.

– Мы рекомендуем донорам при посещении станций переливания крови обращать внимание на «донорский светофор», размещенный на нашем сайте. По нему легко определить, какая группа и какой фенотип крови наиболее востребован, – отметил Максим Зарубин.

По его словам, сегодня в наличии запасы всех компонентов крови. Например, эритроциты заготовлены из расчета на десять дней. Срок хранения тромбоцитов – пять-семь дней. Именно в таких объемах станции переливания крови поддерживают запасы, чтобы при необходимости можно было выполнить экстренные заявки. Кроме того, каждая медицинская организация имеет свой запас крови и планово его поддерживает.

– Благодаря четко выстроенной системе запасы крови у нас рационально расходуются. Показатель списания равен нулю, и это один из лучших показателей в России. К примеру, в США списывают до 10% этих компонентов. Мы постоянно отрабатываем различные логистические схемы, работаем над повышением эффективности, – уточнил Максим Зарубин.

В регионе взят курс на развитие кадрового донорства. Этого требуют правила заготовки материала. Например, плазму из крови донора можно выдать, если спустя четыре месяца у человека не обнаружено никаких инфекций. Как правило, 90% доноров, которые приходят на станции переливания крови, становятся кадровыми, то есть они на регулярной основе посещают медорганизацию.

Максим Зарубин также сообщил, что в регионе имеется хороший опыт взаимодействия с добровольцами из вузов, Российского союза молодежи. По его словам, передовиком по донорству на протяжении ряда лет остается Иркутское региональное отделение «Союз машиностроителей России», которое возглавляет директор Иркутского авиационного завода Александр Вепрев.

 

Генетические двойники

Одним из перспективных направлений в лечении многих болезней является донорство костного мозга. Ежегодно около 5 тыс. человек в стране нуждаются в трансплантации клеток костного мозга, и только для 20% из них можно найти донора среди родственников. В остальных случаях большие надежды возлагаются на федеральный регистр доноров костного мозга, в котором состоят более 120 тыс. доноров. Для соответствия международным стандартам необходимо 500 тыс. доноров. Инициатором создания российского регистра выступил Кировский НИИ гематологии и переливания крови, с которым Иркутская областная станция переливания крови сотрудничает с 2017 года. Сегодня в федеральный регистр вступили 13,4 тыс. жителей Приангарья. Вероятность найти подходящего донора – один случай из 10 тысяч. По сути, реципиенту ищут его генетического двойника. И чем больше регистр, тем велик шанс, что поиски увенчаются успехом.

 

 

– 18 жителей Иркутской области уже стали реальными донорами костного мозга, стволовые клетки которых трансплантированы реципиентам. Это 18 спасенных человеческих жизней! – подчеркнул Максим Зарубин.

Заготовка донорского материала (стволовых клеток) ведется в Иркутском областном онкодиспансере. По словам его главного врача Романа Зубкова, пересадка костного мозга разработана для лечения болезней, связанных с кровью, это лейкозы, лимфомы, миомная болезнь. Но сейчас к стволовым клеткам прибегают при раке молочной железы или саркомы.

– Мы многократно проводили расчеты и сейчас полагаем, что для взрослого населения в регионе ориентир – это 100 таких операций, плюс 15–20 – для детей. Но проблема в том, чтобы иметь возможность пересаживать костный мозг надежно, нужен как можно более широкий регистр доноров. Чтобы было из чего выбирать, – сказал Роман Зубков.

 

На грани возможного

Большинство из тех, кто принимает решение и осознанно вступает в регистр, делает это на основе личных мотивов, когда несут утрату близкого и родного человека. Но в России есть уникальный пример спортсмена Артема Алискерова, который устраивает различные акции, привлекая внимание общественности к проблеме донорства костного мозга. Он является рекордсменом Книги рекордов России как организатор самого продолжительного мини-матча для футболистов-любителей, обладателем мирового рекорда по восхождению на Эльбрус на 11-й день после выписки из больницы с диагнозом лейкемия, многократным участником Гонки героев. В марте Алискеров приезжал в Иркутск, чтобы реализовать проект «Байкал на грани возможного».

– В январе 2019 года мне поставили диагноз лимфобластный лейкоз. Я проходил лечение в НИЦ гематологии минздрава России в Москве. Со мной в палате лежал 19-летний парень, и ему требовалась пересадка костного мозга. К сожалению, ни в федеральном регистре, ни в зарубежных донор ему не нашелся. Тогда я понял, что моя миссия – развивать это направление, – рассказал о себе Артем.

После окончания терапии спортсмен пробежал ультрамарафон (333 км за восемь дней) по Золотому кольцу с призывом к донорству. Дальше он решил покорить Байкал. 1 марта стартовал из Култука. Алискеров пересек озеро по льду за 19 дней, из которых 16,5 он бежал.

– Многих доноров пугает название «донорство костного мозга». На самом деле просто проводится забор крови из вены или бедренной кости. Времени на эту процедуру уходит чуть больше, но когда речь идет о спасении человеческой жизни, можно и потерпеть, – сказал Артем Алискеров.

В настоящее время, по словам Максима Зарубина, ситуация с развитием донорства костного мозга находится у государства на контроле. Не так давно премьер-министр России Михаил Мишустин обратился к депутатам Государственной думы РФ с просьбой ускорить принятие закона о федеральном регистре доноров костного мозга. Многим пациентам, среди которых есть дети, трансплантация костного мозга позволяет навсегда забыть о недуге.