Не урокодатель, а учитель
Проводили открытые уроки и создавали свои сайты. За звание лучших в профессии в этом году боролись 24 учителя и 27 воспитателей Приангарья. Победителем регионального этапа конкурса «Воспитатель года России» стала музыкальный руководитель детсада № 106 Братска Ксения Максимова, а «Учителем года – 2022» – преподаватель информатики лицея ИГУ Максим Лавлинский.
«С детьми мы партнеры»
– Я работаю музыкальным руководителем в детском саду. Это примерно как быть продюсером у звезд эстрады, только мои подопечные гораздо более смышленые, да и словарный запас у них побольше, – улыбается Ксения Максимова.
В профессии она уже 11 лет, но пришла в нее, можно сказать, случайно. После школы окончила в Братске педагогический колледж, поступила в Иркутский педуниверситет на исторический факультет. Работать в школе, по ее словам, никогда не собиралась, потому что «очень боялась детей». Подумывала даже стать стюардессой – отучилась на специальных курсах в областном центре, но ее педагог в колледже Валентина Михайловна Красько переубедила: «Ксения, тебе дано работать с детьми!». Прислушавшись к мнению наставника, она в итоге пришла в детский сад, а там предложили должность музыкального руководителя. За плечами была только музыкальная школа, поэтому пришлось проходить переподготовку.
Вскоре поняла, что работать с ребятишками очень интересно. Обычно музыкальный руководитель сам составляет планы занятий, но Ксения решила сломать этот стереотип, поставив во главу угла идеи ребятишек. Однажды она принесла им новогодний сценарий:
– Начинаю рассказывать, а малыши вдруг спрашивают: «А Снеговик к нам придет?» Какой Снеговик? У меня Емеля на санях едет. А они: «Мы бы хотели Снеговика». И я решила переписать сценарий, чтобы дети стали его соавторами. Поговорили, обсудили, после на уличной площадке слепили Снеговика, а потом он вдруг «исчез» и пришел к нам «оживший» в гости на праздник. Эффект оказался просто потрясающий!
С этого случая и навсегда, говорит, дети стали ее полноценными партнерами. Они вместе придумывают персонажей для будущего спектакля, рисуют афиши. А какие необычные праздники теперь у них проходят: народные, календарные, патриотические, барабанные морские вечеринки, караоке XXI века, танцевальные батлы, бумажные шоу! А еще вместе поют в ансамбле «Разноцветные веснушки» и играют в театральной студии «Конфетти». Не остаются в стороне и родители. Для них Ксения Максимова организует виртуальные челендж-марафоны и различные онлайн-мастерские, чтобы мамы и папы могли соответствовать творческому уровню своих дочек-сыночков.
– Каждый успех и улыбка ребятишек – это капелька моего счастья. И этого счастья у меня накопилось уже четыре океана. Любите детей искренне, и они ответят вам взаимностью, – советует лучший воспитатель Иркутской области.
«Педагогика – это мое»
«Лучший учитель – 2022» Максим Лавлинский преподает в лицее ИГУ, учит детей математике, инженерной графике, робототехнике, ведет технологию, а также является классным руководителем 8 класса.
– Педагогом я работаю с 2009 года. Окончил математический факультет Иркутского педуниверситета. Когда пришел на первую практику в школу, понял, что педагогика – это мое. И дети меня приняли, и я с ними сразу установил хороший контакт. Почему решил стать педагогом? С детства с большим уважением относился к своим учителям, а еще всегда любил помогать детям, – рассказывает он.
Чтобы стать успешным в профессии, уверен Максим, нужно не бояться принимать вызовы, постоянно учиться самому, участвовать в активностях и привлекать к этому детей.
– Я только приветствую, если ребенок в каком-то вопросе имеет кругозор шире, чем у меня. С удовольствием выслушиваю эту информацию. Я не урокодатель, я учитель. Считаю, что роль учителя на данный момент – не только в передаче каких-то фундаментальных знаний, а во взаимодействии с детьми, в донесении новой информации, вычленении самого важного. Я даю им возможность проявлять свои личностные черты, показываю сферу деятельности, но все решения они принимают самостоятельно, выбирая свой путь, – поясняет преподаватель.
С заявлениями, что «современные дети – потерянное поколение» Максим Лавлинский категорически не согласен. По его убеждению, они происходят от недопонимания существующих реалий, в которых формируется нынешняя молодежь. При огромном потоке информации и невероятном развитии технологий у них образуется так называемое клиповое мышление. Дети действительно не склонны сегодня заучивать большие объемы, они стремятся что-то быстро найти и… не запомнить. Зачем, например, заучивать какие-то правила, если можно в любое время из любой точки мира получить любую исчерпывающую информацию. А значит, им нужны навыки, которые они могут получить для быстрого решения повседневных задач. В то же время, уверен Максим, у современной молодежи точно также есть и ценности, и патриотизм, они читают и хорошую литературу, и слушают прекрасную музыку, и критикуют то, что считают неправильным.
На своих уроках, говорит, он всегда старается делать отсылки к историческим или литературным событиям, чтобы вызвать у ребят интерес обратиться к первоисточнику, прочитать чуть больше, чем положено по программе о жизни художника, спортсмена, общественного деятеля, разобраться в характере этих людей и сделать выводы.
– Александр Сергеевич Пушкин ведь далеко не по всем школьным предметам преуспевал, но при этом стал «солнцем русской поэзии». Это отличный пример для детей: в чем-то ты можешь быть неуспешен, но в другом – продвинуться так, что тебя не только запомнят, а ты оставишь свой след в истории, – поясняет он.
Кстати, его ученики, родители и коллеги смотрели все этапы конкурса в прямом эфире. Едва успели назвать победителей, тут же посыпались звонки и поздравления.
– Конечно, это было приятно, – признается лучший учитель. – Но мне было важнее показать ребятам, что после этой победы я ничуть не изменился, не зазнался, оставшись в общении с ними точно таким же. А еще я постарался дать понять, что любая победа – это прежде всего ответственность. И каждый может достичь всего, чего захочет, если не будет пасовать перед трудностями.
Победители конкурса профмастерства
По итогам региональных конкурсов профессионального мастерства «Лучшим педагогом-психологом» признана Лидия Семеняка, педагог-психолог СОШ № 18 Братска. В конкурсе «Сердце отдаю детям» победа досталась Веронике Сергеевой, педагогу дополнительного образования Центра детского творчества «Октябрьский» Иркутска. В конкурсе среди молодых руководителей образовательных организаций Иркутской области «Дебют» в 2022 году победила Олеся Коваленко, замдиректора СОШ № 57 Иркутска. В конкурсе молодых педагогических работников «Новая волна» в номинации «Лучший молодой учитель» отметили Екатерину Агейченко, учителя биологии СОШ № 5 Усолья-Сибирского; в номинации «Лучший молодой воспитатель» – Любовь Дохоян, логопеда детского сада № 56 Зимы; в номинации «Лучший молодой педагог допобразования» – Ольгу Амшееву, педагога дополнительного образования Ольхонской ДЮСШ.