04.05.2022 10:22
Рубрики
Общество
Теги
#БАМ
04.05.2022 10:22

«Здесь повсюду тайга вековая»

В редакцию газеты «Областная» обратился Борис Глебович Кранспортье из города Раменское Московской области. С 1980 по 1983 годы он с женой работал на БАМе. Сначала в Новом Уояне в СМП «ЛитБАМстрой», затем в Куанде в 143-й мехколонне. Впечатления тех времен хранят много его фотографий, около десятка стихов и несколько песен, посвященных строительству Байкало-Амурской магистрали. Борис Глебович говорит, что мечтает приехать на празднование 50-летия стройки веки.

«Мы решили начать с нуля»

Молодая семья жила в Подмосковье, занимали комнату в коммуналке, стояли в очереди на строительство кооператива. В молодости Борис бывал на Байкале, работал вахтовым методом в Турке, Горячинске и других поселках. Так совпало, что и супруга Наталья родом из Бурятии.

– Поехали мы на БАМ не по комсомольской путевке, а по своему собственному призыву, – шутит Борис Глебович. – В сентябре 1980 года с женой и полуторогодовалой дочерью прилетели в Северобайкальск. Попутный «Магирус» довез до Нового Уояна, где нас ждала семья брата жены, который работал на БАМе водителем. Их сыну было тогда два с половиной года. Мы стали жить вшестером в комнате общежития. Я устроился плотником в «ЛитБАМстрой» в многонациональную бригаду Альгимантаса Каспутиса, в основном состоявшую из литовцев и латышей. Встретили нас очень доброжелательно. Поселок Новый Уоян был в то время уже обустроенным, со всей инфраструктурой. Морозы в тех местах доходили до минус 52 градусов. Было трудно, но мы справлялись! Под впечатлениями событий, прожитых в новых интересных и трудных условиях строительства на севере, я написал две песни «Дорога» и «Новый год», – рассказывает Борис Глебович.

Через полгода размеренная жизнь в Уояне наскучила. Как раз в это время начали формировать бригаду плотников, чтобы строить жилье в поселке Куанда для механизаторов и работников мехколонны МК-143. В сентябре 1981 года глава семьи в составе небольшой бригады плотников на грузовике ГАЗ-66 выехал в Куанду.

– Нам хотелось чего-то нового, необжитого. Мы решили начать с нуля. Сперва жили в армейской палатке, обогревались печкой-буржуйкой. В рабочие дни был бригадиром плотников, строили дома из кругляка, а в выходные вместе с напарником из бригады – дом для себя, называемый «балок». На таежных озерах ловили рыбу, ее было очень много, можно было доставать руками. Места красивые. Тайга вековая, нехоженая, – вспоминает наш герой. – Моя бригада была в передовиках, строила усиленными темпами. К зимним холодам сдали три двухквартирных дома, потом приступили к строительству щитовых общежитий. К ноябрю готовый балок на тракторе привезли в поселок, заселили в него свои семьи. В балке была кухня с прихожей, стояла печка-буржуйка. За занавеской располагалась спальня, поделенная еще одной занавеской на две половины для каждой семьи из трех человек – двое взрослых и ребенок. Так и жили всю зиму.

По весне он перешел работать по своей специальности механиком автотранспорта и землеройной техники. Стал ездить на трассу, где механизаторы вели отсыпку автодороги. Там родились стихи, посвященные и их труду:

Пусть все в ссадинах руки и промаслены куртки.

Ничего, что бывает нам порой не до сна.

Пусть мы часто в дороге, часто в разлуке,

И немного ругает и сердится жена.

Мы заводим в карьерах трактора, экскаваторы.

В непогоду и в холод у штурвалов машин стоим.

Мы с тобою, товарищ, механизаторы,

И гордимся по праву призванием своим.

Отдохнем и опять к рычагам и штурвалам

В бой за каждый метр стального пути.

Сколько трудных дорог у нас за плечами,

И еще предстоит нам немало пройти.

Будут сниться потом километры той трассы,

Что мы проложили по тайге среди болот.

Ты нам стала родной, стала истинно нашей.

Трассой мужества БАМ мы по праву зовем.

Купание на БАМе

Сегодня у Бориса Глебовича шесть внуков. У старшей «бамовской» Анастасии теперь у самой четверо детей. Для них у деда есть много историй о детстве мамы Насти. Например, так он рассказывает про теплое лето в Сибири: «Наливали воду в ванночку, она нагревалась на солнце, и дети купались». Показывая фотографии с БАМа, вспоминает, что все в доме делали своими руками – кровати, мебель, полочки, перегородки и даже светильники. Еще он успевал участвовать в художественной самодеятельности.

– Празднично и с размахом отмечали на наш самый главный праздник – День Победы. Мой дед Борис Васильевич воевал в революцию, а отец Глеб Борисович в Отечественную был начальником разведбатальона, организовывал партизанское сопротивление. В память о ветеранах Отечественной я написал на БАМе стихотворение, – добавляет наш герой.

Когда Притрассовую автодорогу проложили, мехколонну начали расформировывать. В июне 1983 года семья уехала домой в Раменское, появилась еще одна дочь, Борис Глебович устроился работать механиком по эксплуатации строительной техники, в 1989 году получили квартиру.

– Прекрасное было время! И, конечно, была любовь к Родине, дому и родным! Я проработал до 71 года, лишь последние два года на пенсии. Мы приезжали в те места, где в молодости работали, в 2010 году. Был на встрече бамовцев, которая проходила в санатории «Архангельское» Красногорского района в 2014 году, исполнил под гитару свои песни.

Ты помнишь, товарищ, как мы начинали?

По снежному зимнику технику гнали.

Как мерзли в машинах, как вязли в болотах,

Как нас закалила такая работа.

А помнишь, товарищ, морозы за сорок?

Как стыли моторы, как в наледях мерзли.

И лопались рамы, рессоры ломались.

Но люди крепились, они не сдавались.