Этнос вне времени и моды
Как осинским мастерам помог соцконтракт
Несмотря на переменчивость трендов, этнический стиль в одежде, украшениях, предметах интерьера всегда занимает почетное место, потому что никогда не выходит из моды благодаря своей многогранности. К нему прибегают и ведущие современные дизайнеры, и мировые Дома моды. Умельцы из Осинского района, воспользовавшись соцконтрактом, создают не менее уникальные шедевры, которые сегодня пользуются спросом далеко за пределами их малой родины.
Сакральные аксессуары
34-летний житель поселка Оса Даниил Цыбжитов по образованию юрист. Окончил Бурятский государственный университет. Недолгое время поработал по специальности, а потом решил полностью посвятить себя тренерской карьере. Он кандидат в мастера спорта по армейскому рукопашному бою. Имеет красный пояс по карате и пурпурный пояс по джиу-джитсу.
– Просто я понял, что сидеть в кабинете и разбираться в документах и бумагах – это не мое. Мне больше по душе живое общение. Поэтому, когда меня пригласили тренером в филиал школы Романова, я согласился не раздумывая, – признается Даниил.
Но вскоре пандемия новой коронавирусной инфекции сделала его временно безработным. Спортивные комплексы закрылись, а семью, где подрастают двое сыновей, кормить надо. А тут еще день рождения супруги, денег для подарка нет, поэтому Даниил решил сделать его сам. Это был медный браслет. Очарованная подарком любимая выложила фотографию браслета в социальную сеть, чтобы похвастаться перед подругами. И в этот же день пришло больше 10 писем с просьбами сделать похожие браслеты.
– Ничего себе! – подумал Даниил. – Почему бы не попробовать превратить хобби в заработок?
Первым делом начал изучать разную литературу в интернете, смотреть видеоролики, где ювелиры делились секретами мастерства, экспериментировать, а в марте прошлого года написал бизнес-план, чтобы заключить договор с социальной защитой.
– На полученные по соцконтракту деньги я купил профессиональный инструмент: ювелирную горелку, машинку для гравировки, ювелирные вальцы для раскатывания металла, немного металла, – рассказывает мастер. – Сначала делал изделия попроще, но потом решил задачу усложнить: украшать их инкрустацией, гравировкой, чеканкой, используя национальный бурятский орнамент и рунические символы. Создавать аксессуары, которые бы имели не только эстетическую привлекательность, но и могли бы служить талисманами или оберегами. Украшения ведь всегда имели для людей двойное значение, а для бурят особенно.
Постепенно к обычным серьгам, браслетам и колье добавились юбуун – налобное бурятское украшение, гуу – нагрудные медальоны, ожерелье с колокольчиками – хонхо, hабига – длинная подвеска из пучка мелких металлических бусин, хоолопши – монета на цепочке, которую дарит сторона жениха во время сватовства и другие. Вскоре на заказ Даниил стал делать и религиозную атрибутику: шаманские зеркала, амулеты, чашки, принадлежности для гадания и проведения обрядов. А кроме меди начал использовать еще серебро и золото.
Готовые изделия, перед тем, как отдать заказчику, выкладывал на свою страничку в социальных сетях, которая очень быстро набрала популярность. Сегодня, говорит Даниил, его украшения разошлись по всей России: от Калининграда до Сахалина. Много заказов поступает из Казахстана, Киргизии и других стран ближнего зарубежья.
– В каждое свое изделие я вкладываю душу, – делится мастер. – Хочу, чтобы люди не просто их носили, а передавали своим детям и внукам. Чтобы они стали не только аксессуаром, а символом семьи или связью между поколениями.
Даниил признался, что очень доволен такой мерой поддержки, как соцконтракт. Благодаря ему он смог и преумножить семейный достаток, и повысить уровень мастерства. В будущем хочет открыть мастерскую и нанять себе помощников, потому что заказов с каждым разом становится все больше.
И в пир, и в мир
Землячка Даниила – Туяна Лаврентьева – многодетная мама. У нее пятеро ребятишек. Воспользовавшись соцконтрактом, она открыла в Осе швейную этно-мастерскую.
– Сначала шитье было моей домашней необходимостью, ведь у меня два сына и три дочери. Что-то подшить-перешить, сделать костюм на утренник в детском саду или для школьной дискотеки – без швейной машинки никак. Так что моими первыми клиентами были мои ребятишки и дети родни, – рассказывает Туяна Сергеевна. – Около года назад в нашей семье произошло большое горе – погиб муж, и я осталась одна. Пока он был жив, я не работала – растила детей, занималась хозяйством, а тут пришлось думать, как зарабатывать деньги.
О соцконтракте Туяна Лаврентьева узнала из местной газеты. Обратилась в управление социальной защиты населения по Осинскому району, составила бизнес-план и получила помощь от государства в размере 250 тыс. рублей, на которые смогла приобрести кроильный стол, профессиональные швейные машины, ткани, фурнитуру, отпариватель, стеллажи, зеркала и оборудование для примерочной. Денег хватило даже на то, чтобы оплатить первый месяц аренды помещения, где Туяна Лаврентьева обустроила свою мастерскую.
Постепенно мастерская набирала популярность. Вместо комплектов постельного белья и повседневной одежды мастерица начала шить народные костюмы, изукрашенные богатыми орнаментами и вышивкой, для творческих коллективов Дома культуры и принимать индивидуальные заказы для торжеств в национальном стиле – Алтарганы, Сагаалгана и Сурхарбана.
– Осинский район – многонациональный, так что мне приходится шить не только бурятские народные костюмы, но и русские, татарские, башкирские, белорусские. А недавно появились клиенты из соседнего – Боханского района. Сейчас, например, большой заказ на пошив польского детского, мужского и женского костюмов, ведь в Боханском районе есть деревня Вершина, где проживают поляки, – хвалится рукодельница. – Конечно, работа эта сложная, требует терпения и усидчивости. Но когда мои наряды дарят радость людям, это придает силы отдаваться любимому делу всей душой. Я до сих пор не могу нарадоваться, что есть такая помощь от государства – начать бизнес на хороших условиях и обеспечить своей семье стабильный доход.
Сервировочный тренд
Алексей Титаренко родился и вырос в Украине. Их семья жила в Донецке до 2014 года. Когда в стране начался конфликт, они решили выехать в Россию. Новым домом для них стало село Майск Осинского района, где жили родственники матери. Здесь, спустя некоторое время, Алексей женился, у молодых появились две очаровательные дочурки. Чтобы обеспечить семью, Алексей брался за любую работу: устраивался охранником и автослесарем в Иркутске, но работа, сетует, в большинстве своем была неофициальная, к тому же не слишком хорошо оплачиваемая. Знакомые порекомендовали ему воспользоваться соцконтрактом и открыть собственный бизнес.
– Мне всегда нравилось что-то мастерить своими руками. Случайно в интернете я увидел наборы из дерева для подачи стейков и роллов. Во многих ресторанах и кофейнях привычная посуда давно уже отошла на второй план. Для необычной сервировки все чаще используют различные доски. Захотелось попробовать их сделать самому, но не было специальных инструментов. Я написал бизнес-план, заключил договор с соцзащитой и четыре месяца назад получил 250 тыс. рублей, – объясняет он.
Денег хватило, чтобы купить нужные станки, электрорубанок, расходные материалы и сырье. Свои изделия Алексей решил изготавливать из бука, ясеня и дуба. Известно, что именно от древесины зависят срок эксплуатации, прочность, способы ухода за изделием и его способность впитывать жидкости и запахи. А эти породы деревьев подходят для такого рода изделий лучше всего. Пока, говорит, у него в ассортименте всего четыре наименования: соусники, подставки под роллы, доски для стейков и разделочные доски. Но уже в ближайшее время начинающий мастер намеревается значительно расширить дизайнерскую линейку – поэкспериментировать не только с формой, но и с материалом, делая, например, на деревянных досках вставки из камня. Недавно даже выточил одну с пластиной из нефрита. Не успел показать – ее тут же купили.
Готовые изделия Алексей продает через интернет-магазины. Несколько уже приобрели клиенты из Осы и Иркутска. И пусть пока объемы небольшие, мастер не отчаивается – ведь это только начало.
– В любом случае работать на себя всегда лучше. Как только люди убедятся в качестве моей продукции, заказов станет больше, – уверен он.