Иркутские архитекторы отреставрировали памятник для жизни

Отреставрировать и поселиться в квартире в памятнике деревянного зодчества регионального значения на улице Степана Разина, иркутские архитекторы Вера и Руслан Хотулевы решили 10 лет назад. Они продали двухкомнатную квартиру с ремонтом на Помяловского и купили на четверть дешевле аналогичную по площади – тоже 42 кв. метра квартиру в деревянном доме XIX века, и не пожалели о своем решении. Какие плюсы жизни в деревянном доме в центре города они обнаружили? Об этом 11 мая 2022 года сообщает «Областная».

Дом выходит на красную линию и по всем признакам является хозяйским домом купца Демьяновского. Во дворе еще два особняка, составляющих единую усадьбу. По некоторым сведениям, один – для прислуги, а второй – доходный. В квартиру к Хотулевым на второй этаж нужно подниматься по широкой лестнице, которой пользовалась прислуга. Хозяева не успели ее отреставрировать, но, несмотря на поживший вид, идти по ней удобно.

 

 

В квартире есть благоустроенный санузел и даже небольшая ванная, узкая кухня, просторная и светлая комната с высокими потолками, а за ней еще одна комната – небольшая детская для дочери Евы.

– На самом деле этот дом выгодно отличается от многих деревянных памятников тем, что он благоустроен, – рассказывает Руслан. – Когда строили «Гражданпроект», сюда подвели сети, и ближайшие дома подключили к холодной воде и канализации. Это сразу создает другой уровень комфорта. А дальше дело техники: мы оборудовали электрические батареи, переподключили электричество от столба, и это решило вопрос отопления. Хотя соседи вынуждены топить и печи, ведь проводка у них старая и площадь больше, чем наша.

В углу стоит красивая, компактная и одновременно внушительная печь. Хозяева ей только балуются.

– Говорят, такие голландские печи стали ставить в иркутских купеческих домах в XVIII веке, потому что у них хорошая теплопроводность, и они подходили для двухэтажных домов из-за своего длинного дымохода. Кстати, под нашей печью такая же – у соседей снизу. Они ее топят постоянно, но наша при этом не нагревается, – отметила Вера

 

 

Главная перемена во время реставрации коснулась окон, когда они въехали в квартиру, их было четыре, а сейчас – пять. Одно из окон – то, что выходило на крыльцо, было заполнено кирпичной кладкой. Ее разобрали и раскрыли его. Деревянные рамы в окнах были уже не исторические и по форме не соответствовали сохранившимся на первом этаже. Новые деревянные рамы «в две нитки» изготовлены по образцу соседских. Отдельной историей стали шпингалеты на окнах. Хозяева квартиры увидели у соседей, какими они были первоначально. Мастера, изготовившего шпингалеты, удалось найти в Иркутске.

А вот внутренняя обналичка и подоконники ждали своего завершения еще восемь лет. И только в 2020 году окна доделали полностью. Как выяснилось, в Иркутске не много мастеров, готовых взяться за такую работу в небольшом объеме.

 

 

Красивый деревянный пол в квартире исторический. С широких досок сняли толстый слой старой коричневой краски, отциклевали их и покрыли лаком.  Хозяева говорят, что его реставрация обошлась им по цене качественного дорогого паркета. Также по предоставленному образцу мастер изготовил высокие и объемные плинтусы, идентичные оригинальным.

До работы в центре, дорога к которой у хозяев раньше занимала до 1,5 часов, теперь 10 минут пешком.

– А еще здорово, что мы знаем во дворе всех соседей, – отметил Руслан. – У нас были случаи, когда мы забывали закрыть дверь, и нам соседи звонили сообщить об этом, и мы возвращались. Здесь все друг друга знают и друг о друге заботятся. Думаю, что сейчас в современных домах вообще никто ни с кем не общается, а здесь все как одна семья.

Единственным минусом любимой квартиры семьи Хотулевых стала ее небольшая площадь. Когда Ева пошла в школу, места стало не хватать, и семья задумалась о расширении. Но Хотулевы не собираются продавать квартиру. Они изначально понимали, что когда-нибудь из нее вырастут, но думали, что она может быть идеальной для туристов.

– Сейчас неплохо было бы дать понять людям, которые тратят 30 млн рублей на дом на Байкальском тракте с видом на мифический залив, который они видят раз в сто лет, ведь все остальное время они вкалывают в центре города, что здесь за эти же деньги можно отреставрировать усадьбу в центре Иркутска, – считает Руслан. – И в итоге получить уникальный дом с интересной историей. На мой взгляд, жить в деревянном особняке в центре города – это высший уровень комфорта.