Золотодобывающая компания «Полюс» привезла в Иркутск известных питерских музыкантов
Царь-балалайка и «Танцы с контрабасом»
Первый концертмейстер оркестра Санкт-Петербургской филармонии, скрипач, народный артист России Лев Клычков; единственный в мире солист-контрабасист-балалаечник, заслуженный артист России Михаил Дзюдзе; участники легендарного академического струнного квартета им. Танеева и другие именитые музыканты из северной столицы выступили 15 мая в Иркутской филармонии. Они представили уникальную программу «Танцы с контрабасом», а также провели мастер-классы для студентов Иркутского музыкального училища. Проект стал подарком компании «Полюс» к 85-летнему юбилею Иркутской области.
На мастер-классах нашлись таланты
– Огромная радость в очередной раз приехать в Иркутск. Это особое место для каждого, тем более рядом «священное море»! Первое, что мы сделали – отправились на Байкал. Если бы вы знали, как нам завидовали музыканты, которые остались дома. А для нас важно донести сюда частичку нашего умения, побыть вместе, – делится впечатлениями народный артист России Лев Клычков.
Перед концертом вместе с коллегами он провел мастер класс для начинающих музыкантов. Студенты Иркутского музучилища от уроков остались в восторге. Ведь их наставляли настоящие звезды мира музыки. Лев Клычков, например, играет первую скрипку в заслуженном коллективе России, академическом симфоническом оркестре Санкт-Петербургской филармонии. А Михаил Дзюдзе – единственный в мире виртуоз контрабас-балалайки, доцент Санкт-Петербургского института культуры.
– На мастер-классе Михаила Юрьевича я узнал немало полезных моментов, – рассказывает учащийся 4 курса Иркутского музыкального училища Вячеслав Богданов. – Потому что очень мало кто занимается развитием такого инструмента, как контрабас-балалайка. Мы разбирали оркестровые партии, обсуждали сложные места. Я сам из Свирска, сейчас учусь в училище по классу «баян», подрабатываю в оркестре филармонии, где как раз играю на контрабасе-балалайке. Очень бы хотел продолжить учебу в Питере, чтобы лучше освоить инструмент.
Сам Михаил Дзюдзе считает, что у молодого человека есть все данные стать высокопрофессиональным контрабасистом-балалаечником. По его словам, сейчас для этих музыкантов наступил трепетный момент. «Царь-балалайка» выходит на арену солирующих инструментов. Для нее появляется репертуар, композиторы пишут музыку.
– А играют на контрабасе-балалайке баянисты, гитаристы, балалаечники – кто угодно – перебежчики от других инструментов. У нас пока нет смолоду выращенного контрабасиста в системе образования. И сейчас надо ставить аппарат, правильно обучать ребят игре на этом инструменте, – уверен Михаил Дзюдзе. – Не надо зацикливаться на том, что балалайка-контрабас народного происхождения. Скрипка тоже когда-то была народной. Забывать корни, конечно, неправильно. Но нужно искать разные пути. Тем более звучание позволяет. У нас нет такой характерной привязки к народному тембру. В этом смысле мы в выигрыше. Это дает нам свободу сливаться в экстазе и с симфонистами, и с джазом, и с другими этническими инструментами.
На концерте «Танцы с контрабасом» звучали и струнные, и духовые. Но среди них низкий «голос» контрабаса-балалайки совсем не затерялся, а порой и солировал.
Музыканты «национальной коллекции»
Кстати, играть на самом большом в семействе балалаек инструменте – физически сложное дело. Без футляра он весит 13,5 килограммов. При этом приходится использовать медиаторы. Но зрители не уловили какого-то намека на то, какой тяжелый труд у музыкантов.
Вообще, во всех выступлениях, будь-то виртуозных партиях одной из блистательных саксофонисток мира Вероники Кожухаровой, или проникновенных соло на кларнете Ильи Гильдина чувствовалась легкость. Хотя все это было результатом долгих репетиций.
– Я веду в Санкт-Петербурге программу «Национальная коллекция», – комментирует организатор концерта Инга Кутянская. – Туда приглашаются артисты, музыканты, которые являются национальной гордостью. Это уникальные в своем роде скрипачи, виолончелисты, кларнетисты и т.д. У каждого есть по три сольных произведения. Но основополагающим должен являться оркестр, в нашем случае – это потрясающий квартет им. Танеева. Все – солисты коллектива Юрия Темирканова. Они и составляют основу программы, которую мы показываем в Иркутске. За это интересное музыкальное событие прежде всего благодарим золотодобывающую компанию «Полюс». Потому что в наше тяжелое, но очень интересное время сделать такие мероприятия достаточно трудно, порой невозможно…
Бах, Чайковский, Глазунов, Гендель, Корелли, Шнитке, Евтушенко, Пьяцолла. Русские, еврейские, румынские, венгерские, аргентинские танцы. Экспрессия, мелодичность, импровизация заворожили иркутскую публику. Исполнители это настроение прекрасно чувствовали.
– Музыканты отдавали на сцене все, что могли. Был настоящий кураж, не цирковой, а высокопрофессиональный. Мы собирались, долго репетировали. Перед самым концертом тоже репетиция шла четыре часа. Поэтому спасибо, что пригласили нас в Иркутск. Это для нас, правда, огромная радость, – улыбается Лев Клычков.
Порой казалось, что зрители готовы пуститься в пляс. Но концерт не был заигрыванием с ними. Со сцены звучала и по-настоящему интеллектуальная музыка и, например, цитаты Гоголя из посвященной ему сюиты Шнитке. Выступление длилось больше двух часов, и благодарная иркутская публика чуть не оббила себе ладони, приветствуя питерских артистов.
– Мы рады, что иркутской публике понравилось выступление таких именитых музыкантов, – говорит Максим Семьянских, генеральный директор компании «Лензолото», входящей в «Полюс». – Нам важно, что мы не просто здесь работаем, но и активно содействуем развитию культурной жизни в Восточной Сибири. У нас есть планы и в дальнейшем радовать жителей Иркутской области большими музыкальными и театральными проектами.
На правах рекламы