История дома-памятника
Здание Театра юного зрителя является памятником истории и культуры регионального значения. Оно было построено в 1860 году купцом В.Н. Брянцевым по проекту иркутского губернского архитектора Александра Евграфовича Разгильдяева. Двухэтажный жилой дом выходил фасадом на Большую улицу (ныне Карла Маркса).
Александр Разгильдяев в иркутской архитектуре – целая эпоха. По национальности тунгус, сын забайкальского казака, окончив Горное училище в Большом Нерчинском заводе, был отправлен в Санкт-Петербург, в Институт Корпуса горных инженеров. Оттуда перешел в Санкт-Петербургскую Императорскую Академию художеств и в 1859 году был удостоен звания академика архитектуры. Разгильдяев вернулся в Сибирь и был главным архитектором Иркутска, а потом и Иркутской губернии без малого 40 лет.
Дом Брянцева чудом уцелел во время большого иркутского пожара 1879 года. Брянцев выкатил из подвала бочку вина и водовозам за бочку воды давал три рубля и наливал чарку вина. После пожара к дому пристраиваются симметричные одноэтажные крылья, за главным домом строится двухэтажный каменный флигель гостиницы. Потом здание достраивается третьим этажом, а на углу Большой и 1-й Солдатской (ныне Красноармейская) по проекту архитектора Кузнецова возводится двухэтажное высокое крыло. Мало-помалу здание принимает П-образный вид, замыкая квартал на пересечении Амурской, Большой и 1-й Солдатской.
Внутри, во дворе усадьбы, появляется летняя площадка при ресторане, позже перекрытая стеклянным куполом и переоборудованная в «зимний сад», а рядом возводится здание для сцены и зрительного зала будущего театра.
В начале 1907 года усадьбу Брянцева купил читинский купец Иосиф Исаевич Гиллер. Теперь тут все по первому разряду (с поправкой, разумеется, на иркутскую провинциальность): «специально итальянский магазин М.А. Превизани», в котором торговали заграничными ювелирными изделиями, гостиница «Централь», ресторан «Модерн», электротеатр (сейчас бы мы сказали – кинотеатр) под тем же названием, позже переименованный в «Новый», и даже театр. В отеле, ресторане и в театре было проведено электрическое освещение, что для начала века было вполне себе роскошью.
Постоянной труппы театр Гиллера не имел, по сути, он был антрепризной сценой с весьма пестрым репертуаром. Здесь шли драматические и оперные спектакли, выступал известный дрессировщик Владимир Дуров и даже проходили представления каких-то японских гейш. В театре было 648 мест, билет в ложу стоил целых 12 рублей, а за место в амфитеатре просили всего 70 копеек. В 1910 году «театр Гиллера» перешел во владение А.М. Дон-Отелло и здесь был устроен электротеатр «Модерн».
В 1920 году дом Гиллера был конфискован, здесь разместилось политуправление 5-й армии. Кинотеатр «Новый» был переименован в «Комсомолец». Здание бывшей гостиницы «Централь» в 1926 было передано Облпрофсовету и получило помпезное название «Дворец труда». А на сцене театра Гиллера подвизались сразу два театра: устроенный Николаем Охлопковым «Молодой театр» и Военный театр, в котором ставили платные спектакли с предоставлением бесплатных мест для военнослужащих.
В 1936 году облисполком проводит полную реконструкцию кинотеатра «Комсомолец», здесь появляется театральная сцена, перестроен зал, фойе и вестибюль. Профсоюзам пришлось потесниться: в обновленные помещения заезжает Театр рабочей молодежи, знаменитый иркутский ТРАМ. Через год, в 1937 году, его переименовывают в Восточно-Сибирский молодой театр, а еще через несколько месяцев – в Иркутский областной театр юного зрителя.
Здание, выходящее на улицу Карла Маркса, продолжает жить своей жизнью: наверху заседают профсоюзы, на первых этажах работают магазины. В 1938 году здесь открывается ювелирный магазин «Алмаз». По соседству с ним работали гастроном и универмаг «Детский мир», так что острые на язык иркутяне дали соседним магазинам названия «папин мир» и «мамин мир». Позже, уже в 70-е, каждой иркутянке был знаком магазин «Ландыш» на Карла Маркса. И не только иркутянке: весной 1978 года «Ландыш» вместе с руководителями области посетили глава советского государства Леонид Брежнев и министр обороны СССР Дмитрий Устинов.
Не знаем, остались ли довольны советские лидеры товарным ассортиментом «Ландыша», но известно точно, что к концу века ансамбль зданий на углу Ленина и Карла Маркса представлял собой удручающее зрелище. Кирпичные фасады скрывали деревянные перекрытия и стены, оштукатуренные по дранке. Дворовые строения пристраивались друг к другу без какого-то плана, одни оконные и арочные проемы, устроенные в наружных стенах, закладывались, вместо них прорубались новые. Запутанная планировка, наследие многочисленных переделок и огромное количество лестниц, больших и маленьких, компенсировавших разную высоту этажей, построенных в разное время, дополняли картину.
Если обратиться к акту государственной историко-культурной экспертизы здания Театра юного зрителя, увидим сухие оценки экспертов: «Объем зрительного зала, который первоначально (до 1917 года) был устроен как открытая летняя эстрадная площадка, за время существования неоднократно перестраивался, надстраивался и в настоящее время представляет собой постройку из различных видов кирпича, выполненную в утилитарных формах на крайне низком строительном и эстетическом уровне». Преобладающая оценка технического состояния конструкций всех задний по адресу: улица Ленина, 13, «недопустимое», «аварийное» и только в нескольких исключительных случаях – «ограниченно-работоспособное».
Неудивительно, что в 2006 году здание, в котором находился ТЮЗ, признали аварийным. ТЮЗ переехал в здание по адресу: Ленина, 23, где раньше работал Иркутский театр музыкальной комедии, в 1990 году получивший и новое здание, и новый статус музыкального театра.
Пока здание пустовало, вокруг него шли нешуточные судебные тяжбы. Выяснился неприятный сюрприз: с 1992 года здание как-то незаметно перешло в федеральную собственность. Министерство имущественных отношений Иркутской области в 2010 году подало иск на территориальное управление Росимущества по Иркутской области и ФГУП «Распорядительная дирекция Минкультуры России», требуя вернуть театр. Три года продолжались судебные разбирательства, и только в апреле 2013-го Высший арбитражный суд РФ признал право собственности на здание за регионом.
С тех пор область как минимум трижды пыталась взяться за реставрацию. В первый раз, в 2010 году, попытка сорвалась из-за судебных споров. Потом был проект, разработанный компанией «Иркутский Промстройпроект», и он даже получил положительное заключение Главгосэкспертизы, но… В следующий раз к вопросу вернулись в 2017 году, когда и из областного бюджета даже обещали выделить почти 30 млн рублей на доработку проекта, но история снова кончилась ничем.