Большая память маленького села
С маленьких сел в живописной Курумчинской долине для каждого местного жителя начинается Родина. Здесь нет брошенных стариков, нет зарастающих сорняком полей. Села живут, продолжают свою историю, помнят о предках, которые защищали и строили страну.
Прошлое и настоящее
Бахай, Загатуй, Хиней, Хадай, Наумовка и другие населенные пункты входят в Курумчинское муниципальное образование. Поблизости бежит река Мурин, шумит тайга, зеленая летом и белая зимой.
Интересна история Загатуя, которую облюбовал для своего кочевого племени Борхон Хаданов, много лет скитавшийся по Байкалу и Ангаре. Оттуда и пошло название села, что в переводе с бурятского языка означает «рыба», «рыбная местность». Рыбы в Мурине и правда водилось много. А еще старый Загатуй был знаменит на всю округу мельницами. В царское время молоть муку сюда приезжали издалека.
Сегодня Загатуй – крепкая и обустроенная деревня. Здесь работают средняя общеобразовательная школа, детский сад, врачебная амбулатория. Земляки часто приезжают, чтобы почтить память предков – на расположенной неподалеку священной горе проводятся обряды и молебны.
Нужны ремонты!
Наше знакомство с Загатуем началось с врачебной амбулатории. Здание не новое, скромно обставленное.
– На учете – 58 детей, приезжают пациенты из соседних деревень, – рассказывает медсестра Татьяна Шуханова. – Самое тяжелое испытание последних лет – ковид. Были больные, но мы справились.
В амбулатории, которой более 30 лет, планируют провести капитальный ремонт, заменить окна и двери. Не помешает ремонт и детскому саду «Сказка». Он маленький, но, как и положено сельским детсадам, очень уютный.
– С потолка течет, нужен ремонт крыши, – огорченно говорит воспитательница Нонна Шомонова, которая работает с самого открытия детского сада. – К нам ходят 35 ребятишек. Малышей возят с Бахая, бывает, что с Хинея.
Еще одна проблема «Сказки» – дефицит воды, вся она привозная. Несмотря на это, работники детсада озеленяют территорию, выращивают овощи. На окнах колосится развесистая рассада, скоро на клумбах будут высажены цветы.
В этом году здесь 12 выпускников – полноценный первый класс сельской школы. Малышня занимается оздоровительными практиками, ходит на процедуры закаливания, изучает родной бурятский язык, участвует в национальных праздниках.
Местные живут сельским хозяйством, работают в бюджетных организациях. Всего здесь – 1,5 тыс. человек, представители разных национальностей. Дружно, сообща обустраивают населенный пункт.
– Методом народной стройки у нас появился гараж, где стоит автотранспорт, принадлежащий школе и администрации. И пожарному автомобилю нашлось место, – рассказывает глава Курумчинского МО Вячеслав Сахаев. – По областной программе построена модульная котельная, которая отапливает социальные объекты. В Хадае и Загатуе планируем установить детские площадки. Также в планах – строительство Дома досуга в Загатуе и полигона ТБО.
Школа с национальным колоритом
С заместителем главы местной администрации Александром Шептяковым идем в школу. Он – ее выпускник. Получив диплом экономического вуза, молодой специалист вернулся на малую родину.
– Хочется сделать что-то для земляков, – объясняет собеседник.
Средняя школа Загатуя – одна из старейших в Баяндаевском районе. 100-летнее учебное заведение носит имя земляка Андрея Урупхеевича Модогоева. Славный сын бурятского народа – известный политик, участвовавший в развитии Республики Бурятия.
За 100 лет из этих стен вышло более 2,5 тыс. выпускников. Гостей встречают удивительные стенды – фотографии учителей, работавших в школе за ее долгую историю. Глаза педагогов прошлого века напутственно смотрят вслед современным ученикам.
В школе обучаются 124 ученика из Загатуя и окрестных сел. Дети изучают родной язык, исполняют национальные песни и танцы, занимаются футболом и бурятской борьбой. Из каждого выпуска в большую жизнь вышли врачи, успешные руководители, общественные деятели, ученые.
– В этом году у нас 38 призовых мест на муниципальных и областных олимпиадах, – рассказывает замдиректора Виктория Маласханова. – Есть проблемы с кадрами – нужен математик. В прошлом году по программе «Земский учитель» к нам приехал физик.
В школе есть танцевальная группа «Наран», которая недавно отличилась на музыкальном фестивале «Крылья будущего». Ребята штудируют труды ученых, фольклористов и этнографов, изучают историю бурятских племен и родов.
Преподаватель бурятского языка Алена Косакова рассказывает, что на уроках дети изучают классику бурятской литературы – творчество прозаика Хоца Намсараева, стихи местного поэта Матвея Боноева и других авторов.
– Нужно по-бурятски говорить в семьях. Для привлечения родителей я даю задание, чтобы дети вместе с ними занимались, – говорит педагог.
На тему войны
В музее школы бережно хранится история села. Портреты ветеранов Великой Отечественной войны соседствуют с фотографиями современных героев, отличившихся на Северном Кавказе, в Афганистане. Пока руководитель музея Анна Ошоронова проводит экскурсию, ребята и педагоги размещают на стенде Платок Славы. Это огромное полотно, состоящее из множества платков с именами участников войны, дедов и прадедов. Так воспитывается патриотизм.
– Ребята собирали данные о родных, искали информацию в интернете, в открытых архивах, – рассказывает Анна Ошоронова.
Школьница Арина Богомолова собрала лэпбук – интерактивную тематическую папку о судьбе прадеда Бориса Тыкшеева, воевавшего под командованием маршала Жукова. Она нашла фронтовые фотографии, историю боевого пути прадеда, разыскала его награды. Работу дополнили стихи о войне.
Победы и проблемы
В кабинете директора школы Георгия Халапханова множество спортивных кубков. Загатуйские ребята неоднократно выигрывали первенство Иркутской области по мини-футболу, первенство Сибирского федерального округа. Среди недавних побед команды, в которой были загатуйцы, – третье место на всероссийском чемпионате по футболу среди школьников в Сочи.
В числе выпускников Загатуйской школы – заслуженные тренеры СССР по борьбе и чемпионы мира Виктор Баймеев, братья Зандаевы, Николай Озонов.
– Как получается, что у вас столько именитых спортсменов?
– Наверное, земля такая, – улыбается директор школы.
Но вскоре улыбка слетает с его лица. Георгий Константинович озабочен предстоящим школьным ремонтом:
– Зимой холодно. Однажды пришел в кабинет, а там вода – трубу прорвало. Ремонт нужен. Еще мы мечтаем о стадионе. И чтобы у нас наконец-то появилась своя вода и водоскважина.
История солдата
Село Бахай, расположенное в нескольких километрах от Загатуя, раскинулось вольно – здесь нет четко очерченных улиц, никакой геометрии.
В Бахай нас привела история солдата Сократа Шопходоевича Шуханова. Долгое время считавшийся пропавшим без вести, он был найден и недавно символически перезахоронен на Родине.
В 1941 году юноша, добавив себе год, стал добровольцем и пропал без вести в страшном молохе войны. Родные долго разыскивали солдата. Им хотелось встретиться с любимым человеком, пусть не с живым, но с обелиском, плитой, горстью земли.
И встреча эта произошла. Через 80 лет после войны потомки солдата, похороненного в братской могиле у Вечного огня в подмосковном городе Обнинске, смогли отдать ему дань памяти.
– Деда на сайте «Дорога Памяти» нашел родственник, москвич, – рассказывает внук солдата Алексей Шуханов. – Недавно мы с братом Владимиром туда съездили. Нам помогал военкомат города Обнинска, приехал мэр города.
Парни, склонив голову, долго стояли у обелиска, где написано имя героя. На Вечном огне они провели небольшой обряд, высыпали землю из родного села. С собой в Бахай забрали горсть обнинской земли.
– Буряты не оставляют своих, – говорит 95-летняя родственница солдата, бабушка ребят Александра Алексеевна. – Хорошо, что нашли пропавшего, привезли душу домой, упокоили ее. Сократ был родным братом моего мужа Григория. Вспоминают, отчаянный был, смелый, трудолюбивый и очень уважительный к землякам.
Землю из Обнинска рассыпали у подножья двух обелисков, расположенных в Бахае. На них – имена фронтовиков-земляков, защищавших Родину. Рядом с обелисками установлен большой баннер с портретом солдата, фотографиями его документов. Вечную славу и вечный покой обрел он на родной земле.
Вместе с сыном отправился на фронт и его отец Шопходой Шопходоевич Шуханов. О крестьянине, работавшем с лошадьми на фронте, рассказывают, что он перегонял животных и попал под бомбежку, пропав без вести.
– Я мечтаю найти и прадеда, и тоже вернуть его на Родину, – говорит Алексей Шуханов.
Баба Шура
В Бахае повсюду чистота и порядок. Селяне к родной земле относятся с любовью и уважением. Люди здесь живут трудолюбивые, гостеприимные, добрые.
Александра Алексеевна Шуханова родилась в 1927 году. «Наша баба Шура», – ласково называют ее земляки. И бесконечно уважают за мудрость, неиссякаемую энергию, добрый нрав. 40 лет Александра Алексеевна проработала дояркой. Тяжелый крестьянский труд считает залогом своего долголетия.
Родилась она в селе Отонхой Эхирит-Булагатского района.
– Зажиточный отец мой был раскулачен, – вспоминает баба Шура. – Уехал в Иркутск и нас увез. Предприимчивый был человек, воду из Ангары продавал всем желающим. А я в эти края приехала в 1947 году.
К слову сказать, баба Шура в молодости была красавицей. Приехала она в белом пальто, чем и свела с ума всех местных женихов. Многие на нее обижались, что не их в мужья выбрала. С супругом Григорием они прожили вместе 60 лет.
Окна дома бабы Шуры смотрят прямо на священную гору, сакральное место Аталган. По соседству с усадьбой стоит коновязь – сэргэ. Старинному дому, потемневшему от времени, где жило несколько поколений, 300 лет.
У бабы Шуры восемь детей, 18 внуков, 35 правнуков и четыре праправнука. И она в свои 95 лет запросто путешествует по родне.
Погоны как семейная традиция
На доме, где живет семья Борхолеевых, установлена памятная доска в честь ветерана Великой Отечественной войны Ильи Буиновича Борхолеева.
– Это мой отец. Он воевал, дважды был ранен, дошел до Кенигсберга, – рассказывает Раиса Ильинична Борхолеева.
Всю свою жизнь она проработала педагогом. Сегодня занимается декоративно-прикладным творчеством, участвует в выставках мастеров и собственное подворье превращает в красивую сказку.
– Откуда любовь к творчеству?
– Папа такой был, любил все красивое. В детстве, помню, когда возвращался из Иркутска, всегда привозил маме цветы.
Раиса Ильинична написала летопись собственной семьи. Один из семейных рассказов посвящен короткой встрече родителей на железнодорожном вокзале Иркутска осенью 1941 года.
У Раисы Ильиничны трое сыновей и дочь. Марат и Тимур – силовики, спортсмены. На семейных фотографиях они стоят рядом на спортивном пьедестале. Парни, обладатели краповых беретов, служат в Иркутском СОБРе. Позади несколько командировок на Северный Кавказ. И сегодня они служат там, где приказала Родина.
– Эти ребята для нас – легенда. Мы гордимся, что простые мальчики из сельской школы поднялись до таких высот, – говорит педагог Лаура Шептякова.
Все на своих плечах
28-летнего фермера из Бахая Булата Михайлова мы застали за подготовкой к посевной. В 2016 году он вернулся сюда после вуза на подмогу родителям. Начинающий фермер получил областной грант. Из личного подсобного хозяйства выросла ферма молочного направления. Сегодня в КФХ – 320 га земли и 200 голов скота.
– Летом надаиваем 300 литров молока в сутки, сдаем его в Баяндай, что-то сепарируем. Дойка идет аппаратами, часть молока отдаем подсосным телятам, – рассказывает фермер.
Он экспериментирует с элитными породами скота, привозя абердино-ангусов, герефордов или черно-пестрых коров. База и ферма были построены с нуля. На полях сеют однолетние травы и зеленку на корма. В прошлом году фермер убрал 2000 рулонов сена.
– Беспокоят проблемы со стройматериалами и кадрами, – вздыхает Булат. – У меня за последние два месяца сменилось четыре работника. Все на своих плечах, а так хочется на кого-то положиться. Могу привезти семью работников и поселить здесь. Поэтому планирую строить для них жилье. Волнуют и высокие цены на ГСМ, запчасти и их качество. Беру, например, «зубы» на пресс-подборщик. На старых я отъездил три года, а эти, новые, утром поставил, а к вечеру уже ломаются.
Есть у фермера мечта – развивать мясное скотоводство. Трудом и упорством завоевывает он свое место под солнцем.