За рулем карьерного тяжеловеса
Управление самой современной техникой на Вернинском ГОКе доверяют только опытным водителям. Бульдозер нового поколения Komatsu D375A 6 серии находится в руках профессионала своего дела Александра Вавилова. Вес этой самоходной машины достигает 70 тонн, а мощность – больше 600 л.с.
Путь в профессионалы
– Еще в детстве знал, что буду управлять техникой. Мой отец был водителем, поэтому я тоже думал, что буду «баранку крутить». С братьями на мотоциклах гоняли, чинили их. С выбором профессии у меня проблем не было. Только мне хотелось посерьезнее техникой управлять, поэтому выбрал бульдозер, – делится воспоминаниями Александр Вавилов.
После школы в армии его распределили в мотострелковую войсковую часть в Ангарск. Вернувшись домой, устроился разнорабочим на одно из золотодобывающих предприятий в Бодайбинском районе. Без отрыва от производства прошел курсы машиниста бульдозера и получил удостоверение.
– Самый первый мой бульдозер был отечественный – Т-130. Каждый камень в нем на себе прочувствовал. Потом, конечно, приноровился, – продолжил Александр. – Мой самый первый механик дал мне простой, но очень важный наказ на всю мою жизнь. Так и сказал, что голова у меня должна крутиться на 360 градусов. В моей работе приходится быть максимально аккуратным и внимательным, поскольку в карьере много людей.
До того как он пришел на Вернинское, отработал в разных предприятиях. В 2000-х время в стране неспокойное было. К рыночной экономике не все могли адаптироваться. Тогда много компаний банкротилось, были задержки с зарплатой, людей отправляли в отпуск без содержания. А хотелось попасть на стабильное производство.
– С Вернинским моя жизнь связана с 2014 года. Как-то встретились с начальником карьера Игорем Петровичем Козловым, с которым были знакомы по предыдущему месту работы. Я у него спросил, есть ли свободные вакансии в компании. Оказалось, что бульдозеристы тоже нужны. Вот так я стал частью большой и дружной команды «Первенца», а теперь «Полюс Вернинское», – пояснил Александр.
Техника для настоящих мужчин
В карьере бульдозеристы выполняют вспомогательные работы. Но без них никак не обойтись. С помощью самоходной машины ведется зачистка, зарыхление, планировка карьера, также с его участием происходит организация русло-отводных каналов для профилактики подтоплений.
– Только со стороны может показаться, что работа у меня монотонная. Выполнение любой задачи требует творческого подхода. Например, надо сделать площадку под бурение, а рельеф местности сложный. На выполнение этого задания можно потратить всю свою смену и оставить еще доделывать другой смене, а мне как опытному мастеру достаточно обычно трех-четырех часов. Или после взрыва экскаватор не может взять горную массу. Тогда ему помогает бульдозер, когда подрыхлит немного, а дальше дело как по маслу идет. Или так случается, что из ковша экскаватора, когда он загружает самосвал, могут выпасть камни. Тогда подъезжает бульдозер и помогает очистить площадку, – объясняет Александр.
Сегодня Вавилов управляет самым тяжелым бульдозером в карьере – Komatsu D375A 6 серии. Говорит, что сам его перегонял в карьер, поскольку не каждому тралу он под силу. В работе это не просто надежная техника, но еще и умная. В ней предусмотрен экономичный режим, что позволяет оптимизировать расход топлива, а также режим максимальной мощности, благодаря этому можно выполнять операции на склонах с высокой нагрузкой.
– В кабине бульдозера созданы комфортные условия для работы. Здесь есть и кондиционер, который спасает летом от жары, и печь, обогревающая в зимние морозы. Сиденье эффективно поглощает вибрации. Широкий угол обзора позволяет максимально полно охватить производственный процесс в карьере. Удобный интерфейс облегчает взаимодействие с машиной, позволяет выполнять операции точнее и быстрее. Если возникает ошибка, то сообщение о ней выводится на экран. Благодаря этому можно устранять мелкие неполадки, не доводя дело до серьезных поломок, – говорит Александр.
Высокий уровень мастерства Вавилов подтвердил на первом корпоративном чемпионате по профессиональному мастерству, который прошел в 2018 году в Красноярске. Он занял второе место среди бульдозеристов всего «Полюса». По его словам, уровень всех участников был высоким. Организаторы приготовили нестандартные задания. Например, ковшом надо было сбить баскетбольный мяч с бочки, чтобы она не упала. Или змейкой маневрировать по дорожке, вдоль которой выставлены фишки, чтобы ни одну не зацепить.
– Мои ошибки были больше от волнения, потому что своего опыта для прохождения испытаний мне вполне хватало. Если будет возможность вновь принять участие в таком конкурсе, постараюсь обязательно бороться за первое место. А вообще, считаю себя уже победителем, потому что работаю в «Полюс Вернинском». С первого дня в компании я ни разу не пожалел о своем выборе! – сказал Александр Вавилов.
Комментарий
Наталья МОСКАЛЕНКО, заместитель директора по учебно-методической работе Иркутского колледжа автомобильного транспорта и дорожного строительства:
– В нашем колледже можно получить профессию «Машинист дорожно-строительных машин». Принимаем школьников на базе 9 классов. Курс подготовки наравне с общеобразовательными предметами предусматривает профессиональные дисциплины – «Материаловедение», «Слесарное дело», «Основы технического черчения», «Электротехника», «Основы технической механики и гидравлики», «Безопасность жизнедеятельности».
Также в курс включены два модуля. Первый касается устройства, технического обслуживания и текущего ремонта дорожных и строительных машин, второй связан с обеспечением производства, когда студент учится управлять самой машиной. На учебную практику отведено 360 часов, столько же на производственную практику. Все профессиональные навыки студенты отрабатывают на полигоне. В распоряжении колледжа есть экскаватор одноковшовый и грейдер. Кроме того, опыт и знания они приобретают во время работы на предприятиях.
Те, кто учится в колледже по специальности «Техник по техническому обслуживанию дорожно-строительных машин», также получают профессию «Водитель грейдера» или «Водитель одноковшового экскаватора». Допуск к вождению техники учащиеся получают после сдачи экзаменов в Гостехнадзоре.
Кстати
В Службе Гостехнадзора Иркутской области нам пояснили: чтобы получить права на вождение бульдозера, необходимо сначала пройти обучение в аккредитованном учебном центре. Курс обучения длится от одного до трех месяцев, после у него принимают экзамен на знание теории. Потом его допускают к практике, по итогам которой также надлежит сдать экзамен. В случае успешного подтверждения полученных знаний и приобретенных навыков Гостехнадзор выдает удостоверение «Тракторист-машинист». Тем, кто собирается управлять бульдозером, присваивается водительская категория Е. После этого можно смело трудоустраиваться по данному направлению.
На правах рекламы