О победителях-миллионерах в детских конкурсах - эксперты "Областной"
Пресс-конференция на тему «Проведение конкурсов “Большая перемена” и “Навигаторы детства” в Иркутской области» состоялась 31 мая 2022 года в пресс-центре «Областной».
С 2020 года в Иркутской области работает проект Росмолодежи «Большая перемена», входящий в линейку президентской платформы «Россия – страна возможностей».
– Конкурс «Большая перемена» – это сообщество единомышленников, общероссийское движение, призванное стать действительно самым большим сообществом, дающим возможность школьникам проявить свои способности. Проект поддерживает инициативы, способности и таланты ребят, которые не стесняются выходить с предложениями к нам взрослым, а значить создавать новое активное, заинтересованное, неравнодушное будущее. В Иркутской области уже многотысячная армия школьников и студентов «Большой перемены». Важно, что у ребят есть наставники среди педагогов, – сказал министр образования Максим Парфенов.
До 10 июня идет регистрация на новый третий сезон. Уже зарегистрировалось более 37 тыс. участников зарегистрировались на участие в «Большой перемене» в 2022 году. Они поборются за 1 млн рублей на образование, путевку в Артек, путешествие по России и стажировки в ведущих компаниях.
– Лицей ИГУ и лицей № 3 города Иркутска вошли в ТОП-30 лучших школ «Большой перемены», получив вознаграждение по 2 млн рублей, – рассказала директор лицея ИГУ Елена Кузьмина. – Это большая честь для нашей области. Если в 2020 году мы проявляли мало интереса к проекту, но наши дети, увидев победителей, живо заинтересовались. Мотивация стать лучше способствует расширению движения. Сначала у нас участвовали 82 человека, сейчас их уже 168. Педагоги наблюдали и помогали детям, когда они просили о помощи, поскольку в проекте важна самостоятельность и инициатива участников. Пример нашего лицея – это то, как звездный ребенок может учителя сделать звездным, а потом и школу вывести на новый уровень. Когда наша Катя Молчанова в 2020 году выиграла конкурс среди 7-8 классов, ее руководитель Валентина Кожухова настолько вдохновилась этим, начала помогать ей адаптироваться в условиях победы, что сама стала членом российского жюри «Большой перемены», а позже вошла в Совет при президенте РФ по программе «Большая перемена». Ее сопровождение наших детей в центр «Артек» очень помогло ребятам в условиях жесткой конкуренции и большой психологической нагрузки в режиме командной работы. Вознаграждение лицея за вхождение в ТОП-30 школ «Большой перемены» помогло в цифровизации учреждения, что вдохновило и педагогов двигаться дальше, и одаренных детей стремиться к большему. У нынешних школьников много возможностей реализовать свои амбиции и побеждать на самом старте своей жизни.
Выпускник 11 класса, победитель второго сезона «Большой перемены» из лицея ИГУ Семён Глазков начал участие в конкурсе в 2020 году. Он выбрал направление «Урбанистика и архитектура». В первом конкурсе баллов для прохождения в финал не хватило, а во втором сезоне, доработав проект, Семён вышел в полуфинал и уже в командном составе с другими ребятами сначала в детском центре «Океан» создал совместный проект по строительству мусороперерабатывающего завода с получением электроэнергии от переработки мусора. Ребята спроектировали и зеленый микрорайон. Из 2 млн участников для участия в финале вышли чуть больше 1 тыс. школьников. Ребятам пришлось срабатываться в команде, отстаивать свою точку зрения. Семён стал победителем и получил 1 млн рублей. Также в команде из 12 человек ребята занимались и разработкой образовательных технологий для улучшения школьного образования. Семён Глазков планирует изучать радиофизику в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого. Но не исключает, что вторым образованием станет архитектура и градостроительство. Молодого человека привлекает сфера медиа, опыт в которой он получил во время «Большой перемены».
Елена Кузьмина отметила, что Семён постеснялся сказать, что уже выиграл в конкурсе бюджетное место по специальности радиофизики в ИГУ.
Еще один миллионер-победитель второго сезона «Большой перемены» выпускник иркутской школы №55 Николай Ахвледиани на конкурс пришел из любопытства, увидев пост во “ВКонтакте”. Его участие в городском школьном парламенте и в конкурсе «Лидеры – 2030» стало хорошим портфолио для «Большой перемены». Николай выбрал вызов «Делай добро». На полуфинале в детском центре «Океан» команда была сложной, но ребятам удалось выйти в финал.
– В финале оценивались когнитивная гибкость, нацеленность на результат и другие психологические показатели, – сказал Николай. – В какой-то момент я понял, что победа – не главное. Главное – получить удовольствие, честно отработать в команде.
Николай собирается учиться по направлению «правовое обеспечение национальной безопасности» в ИГУ, БГУ или в Институте МВД. Это совершенно новая интересная для него специальность. Но Николаю также интересно и направление развития образования в Иркутской области. Он даже создал проект организации по изучению регионоведения для детей от 12 до 16 лет.
Совсем юные победительницы второго сезона «Большой перемены» ныне восьмиклассница Алина Шишминцева из иркутской школы №4 и семиклассница Анастасия Рудько из школы №69 рассказали о своих проектах. Алина победила в прошлом году в категории «5-7 класс» по вызову «Делай добро». Будучи волонтером, она легко определилась с направлением, вышла в финал и полетела в Артек.
– Это был интересный опыт, мы создавали сайты и сообщества. ID-волонтерство у нас продолжается и после конкурса, – сказала Алина. – Мы получили новые кейсы, а также мощную поддержку от одноклассников и педагогов школы. Я помогаю своим последователям из младших классов, провожу для них классные часы. Многие ребята увидели для себя перспективу. На этот год я уже отправила свое эссе на конкурс в новой категории «8-10 класс».
Настя Рудько также в младшей категории в финале в первый день на «Школе будущего» участвовала в вызове «Помни», где в команде ребята разработали проект кадетской школы. Во второй день также в команде ребята создали мобильное приложение «ЭКО сортинг». Его смысл в том, чтобы приучить граждан сортировать мусор с помощью урн с искусственным интеллектом, которые связываясь с ID профиля сортировщика, начисляют баллы за отсортированный мусор, которые можно использовать в кафе, магазинах и т.д.
В заключение Максим Парфенов рассказал, что 1 июня завершается приём заявок для участия во Всероссийском конкурсе «Навигаторы детства 2.0», направленный на поддержку и мотивацию педагогов школ и организаций СПО. На конкурс заявки направил 1241 педагог Иркутской области.
– Иркутская область вошла во вторую группу из 35 субъектов РФ конкурса. С 1 сентября в общеобразовательных организациях вводятся ставки советников директоров по воспитательной работе. Советником может стать не только работник школы, но любой педагог, который на конкурсной основе покажет свою компетентность, мотивацию и заинтересованность. После завершения регистрации региональная экспертная группа приступит к собеседованию с кандидатами, где будут определены финалисты конкурса, которые пройдут обучение и с 1 сентября приступят к работе в школах и ссузах региона. Советник директора по воспитательной работе — это человек, который адресно изучает особенную образовательную среду школы и понимает, что в нее можно привнести. Перемены направлены на развитие детских инициатив, привлечение детей к соучастию в школьной жизни через социальные активности.