Предложения по защите природы
Нарушения экологического законодательства обсуждались за круглым столом, который прошел 27 мая в Иркутском юридическом институте – филиале Университета прокуратуры РФ. Представители природоохранных прокуратур, судебного сообщества, ученые и общественники приняли резолюцию с предложениями к органам власти. В их числе – придать воде Байкала статус стратегического ресурса; создать на Байкальской природной территории единый контрольно-надзорный орган.
– Мероприятие проводится в рамках празднования 300-летия прокуратуры России, 100-летия создания советской прокуратуры и 25-летия со дня образования нашего вуза, – открывая заседание, обратился к собравшимся директор Иркутского юридического института (филиала) Университета прокуратуры РФ, доктор юридических наук Олег Грибунов. – Темы экологической безопасности, проблемы природоохранного законодательства очень актуальны. Они обсуждаются на самом высоком уровне, о вопросах защиты Байкала неоднократно говорил президент РФ. Во главе угла природоохранной деятельности находится и выявление правонарушений в лесной сфере. Так, по 260 статье УК РФ – Незаконная рубка леса – в 2021 году в стране выявлено порядка 9 тыс. преступлений. Треть их пришлась на Сибирский федеральный округ, более тысячи – выявлено в нашем регионе.
Заместитель прокурора Иркутской области Геннадий Пирва отметил, что проблемы, связанные с предупреждениями нарушений экологического законодательства, сейчас стоят наиболее остро. Ведь одно дело – бороться с последствиями, другое – предупредить сам факт причинения вреда природе. И эта задача важная и сложная.
– Само законодательство в области экологической безопасности достаточно подробное, многоуровневое, – подчеркнул он. – Но каждый раз на поле практической деятельности возникают проблемы: от доказывания преступления до соразмерности степени наказания и его влияния на предупреждение этого вида преступности в целом.
Сложности расследования экопреступлений
Одна из самых эффективных мер в отношении нарушителей – уголовная ответственность. Но по статистике с 2010 года количество преступлений в сфере экологии, которые прописаны в 26 главе УК РФ, резко сокращается. Об этом говорила профессор кафедры уголовно-правовых дисциплин Университета прокуратуры РФ Юлия Тимошенко:
– Исследования показывают, что противодействие экологическим преступлениям, к сожалению, не является приоритетным направлением в деятельности правоохранительных органов. Для этого есть причины. Большинство преступлений – 60% – относятся к категории небольшой тяжести, несмотря на повышенный уровень общественной опасности. 27,5% – преступления средней тяжести, 12,5% – тяжкие. Сложно установить причастных к их совершению лиц и причинно-следственную связь. Нет прямых потерпевших, которые могут написать заявление, как бывает, например, в случае с кражами. Зачастую по факту мы становимся потерпевшими по этим делам. Но не осознаем это, ведь последствия от совершения экопреступления могут наступить не сразу. А срок давности привлечения к ответственности здесь составляет всего два года. Немало трудностей возникает и с проведением экспертиз.
Обеспечить надлежащее финансирование лабораторного сопровождения природоохранной деятельности прокуратуры было одним из предложений круглого стола.
На Байкале нужен единый контрольно-надзорный орган
О проблемах прокурорского надзора за исполнением природоохранного водного законодательства на Байкальской природной территории рассказала Алена Белозерцева, и.о. начальника отдела по надзору за исполнением законов об охране природы Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры (БМПП).
В поднадзорную территорию БМПП входят три региона: Иркутская область, Республика Бурятия и Забайкальский край. Но входят частично. А регионы и органы местного самоуправления регулируют вопросы законодательства в рамках своих полномочий. Отсюда возникает проблема единообразного применения законодательства.
– Наша задача сделать так, чтобы на всей БПТ нормативные акты были приведены в соответствие с требованиями федерального законодательства. Второй момент – отсутствие единого органа, который бы единообразно осуществлял полномочия на вверенной территории. Поэтому наше предложение: возможность создания единого контрольно-надзорного органа, который бы сосредоточил в своих руках надзор за исполнением природоохранного законодательства на БПТ, – подчеркнула Алена Белозерцева.
Поддержал коллегу старший помощник Байкальского межрегионального природоохранного прокурора по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Андрей Попов:
– Действительно, при рассмотрении дел в судах мы сталкиваемся с проблемами, существующими при выдаче разрешений на водопользование и недропользование. Имеются факты, когда одним госорганом такие разрешения выдаются, вместе с тем законодательством предусмотрена обязанность делать это по согласованию с другим органом, например, министерством природных ресурсов. Но процедура не соблюдается, выдачу осуществляет один орган в обход другого. Это, к примеру, касается использования водных объектов и участков, которые пересекаются с ООПТ, расположенными на берегах Байкала.
Своя правоприменительная практика
99% исков природоохранных прокуроров суды первой инстанции удовлетворяют. Около 90% судебных решений остаются в силе после кассации. В 2021 году только БМПП выявила более 6,5 тыс. нарушений законодательства. Но для более эффективной работы требуется его корректировка. Так, Байкальская природоохранная прокуратура предлагает признать воду озера Байкал стратегическим ресурсом. В ведомстве считают, что вопрос привлечения иностранных инвестиций на Байкал должен решаться на самом высоком уровне, и для этого следует внести изменения в федеральный закон.
– Природная значимость и отдельное правовое регулирование поднадзорной территории БМПП обусловили необходимость формирования судебной правоприменительной практики, не основанной на опыте прокуроров иных регионов с внедрением новых категорий исков и последовательной позиции природоохранной прокуратуры во всех инстанциях судебной системы, – отметил Андрей Попов. – Методами судебного понуждения пресечены факты загрязнения поверхностных вод в результате сбросов неочищенных стоков без разрешения. На хозяйствующие субъекты возложены обязанности по установлению нормативов допустимого сброса, проведению оценки деятельности, оказывающей негативное воздействие на водоемы и обитающие там биологические ресурсы. Водные объекты истребованы из чужого незаконного владения. Пресечена застройка береговых полос и акватории. Оспорены сделки, предусматривающие незаконное использование водных объектов.
Экоклубы объединились в ассоциацию
На теме экологического просвещения сделала акцент модератор круглого стола, доцент Иркутского юридического института Ярослава Дицевич. С 2010 года она руководит в вузе студенческим экоклубом «Закон природы». Его активисты организуют и принимают участие во многих экологических акциях регионального и всероссийского уровня и ведут экопросветительскую деятельность.
– В этом году институт инициировал создание Ассоциации молодежных экологических сообществ Байкальского региона «ЭкоМолодежь». Туда вошли представители экообъединений Иркутской области и Бурятии и уже провели совместно порядка десяти мероприятий, – сообщила Ярослава Дицевич. – Мы рекомендуем органам власти, научным и образовательным организациям оказывать содействие в создании школьных и студенческих экообъединений. Также обращаем внимание на необходимость принятия долгосрочных программ, направленных на развитие экологической культуры у населения. Эти и другие рекомендации по результатам работы нашего круглого стола будут отражены в его резолюции.