Наставники из «Нового Усолья»
Благодаря проекту «Не потерять Z» благотворительного фонда местного сообщества «Новое Усолье», который был поддержан Фондом президентских грантов, полтора десятка усольских подростков из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обрели наставников.
Рука помощи для подростков
Делать смелые шаги по вступлению во взрослую жизнь помогают сиротам жители Усолья-Сибирского – добровольцы в возрасте от 21 года. Кандидаты в наставники прошли отбор и тестирование, получили знания о том, как общаться с такими подростками с учетом их психологических особенностей. Волонтеров учили педагогическим технологиям: как направить подопечного к достижению цели или как организовать совместный досуг. К встрече с молодежью в рамках проекта подготовили 24 человека, они войдут в «банк данных наставников», который ведет фонд.
– Работать с подростками всегда сложно. Это как решить уравнение с несколькими неизвестными. А тем, кто живет без родительской заботы, тем более необходима опора в виде старшего друга, который может дать дельный совет, помочь в выборе учебного заведения или оказать содействие в трудоустройстве, – объясняет Нина Примоченко, психолог, гештальт-терапевт, преподаватель учебно-методического центра социального развития Иркутской области.
Несколько лет назад Нина Примоченко была штатным сотрудником Центра помощи детям, в 2016 году занялась общественной деятельностью и организовала благотворительный фонд местного сообщества «Новое Усолье». Ею был инициирован проект «Не потерять Z» и осуществлен первый набор наставников. У этого благородного дела появились единомышленники. Новой движущей силой проекта стала замдиректора Центра помощи детям Надежда Олухова, благодаря которой состоялось обучение добровольцев во время второго набора. Нынешний, уже третий набор, проводится в рамках социального партнерства фонда и центра.
Подросткам, которым нужны наставники, по 14 лет. Такую молодежь относят к «цифровому поколению». Гаджеты часто заменяют им человеческое общение. Проблем у подростков-сирот множество: от низкой мотивации к учебе до неумения общаться, планировать собственный бюджет, правильно организовать свой день и питание, наладить быт.
В Центре за них все вопросы решают взрослые, в замещающих семьях у подростков та же ситуация. В итоге после окончания школы ребята переезжают в общежитие и остаются один на один со своими проблемами, сталкиваются с многочисленными рисками. Вот тогда и выясняется, что у них нет опоры, не был сформирован «внутренний взрослый», который в трудной жизненной ситуации может защитить и успокоить.
– Это происходит потому, что в жизни воспитанника центра или сироты, проживающего в замещающей семье, не было стабильности в отношениях с близкими людьми, «внешнего взрослого» – того, с кем можно свободно пообщаться о житейских делах. Наставничество помогает решить эту проблему, – продолжает Нина Примоченко.
На пороге взрослой жизни
В фонд обращаются люди, искренне желающие принимать участие в жизни детей-сирот. Специалисты помогают этим неравнодушным людям направить их энергию в нужное русло, чтобы помощь от взрослого не была стихийной и разовой, а стала действительно значимой для ребенка.
Пара «наставник – подопечный» формируется исходя из личностных особенностей, общих интересов и склонностей. Регулярное общение взрослых и детей сопровождают педагоги, также прошедшие обучение. Между кураторами пар, наставниками и законными представителями детей – замещающими родителями и педагогами Центра помощи детям – фонд развивает сотрудничество, а в созданном Клубе наставников организует регулярные встречи, где обсуждаются способы решения проблемных ситуаций.
Наставники с радостью знакомят участников проекта со своим профессиональным опытом. Например, Константин Леонов активно включился в процесс вовлечения в здоровый образ жизни своего подопечного, а потом провел несколько тренировок для других детей, проживающих в центре. Эти занятия стали мастер-классом, открывающим перед участниками варианты профессионального развития в качестве фитнес-тренера и инструктора по йоге.
Секретами профессии в области индустрии красоты поделилась на бьюти-девичнике Надежда Беседина. А совладелица кафе и профессиональный бариста Дарья Улюшева показала, как варить кофе и делать гамбургеры.
– Несколько месяцев назад в команду влилась фитнес-тренер Ксения Высоцкая. Она не проходила плановое обучение, но ее мотивация была настолько сильна, что невозможно было ее не принять. Ее подопечная сначала плохо шла на контакт, но упорство наставника и частые встречи сделали свое дело. Девочка привязалась к Ксении. Теперь они вместе готовят, гуляют, занимаются спортом, – делится опытом психолог, руководитель проекта Анастасия Кеньдюх.
Как отметила специалист, на определенном этапе возникает напряжение между многими наставниками и их подопечными. Очень важно обучить подростков навыкам конструктивного общения и преодолению трудностей, которые возможны в любых отношениях.
– Преодоление кризиса в отношениях – отличный опыт для детей, имеющих нарушения привязанности и негативный опыт взаимодействия со взрослыми. Нам важно распространять наш опыт, и, возможно, уже завтра на одного значимого взрослого для подростка-сироты станет больше, – подчеркнула Анастасия Кеньдюх.
Фото из архива благотворительного фонда местного сообщества «Новое Усолье»