Дом для ювелира на Сурикова
Говорят, что жилища часто похожи на своих владельцев. С интерьером квартиры памятника регионального значения на улице Сурикова, 11, где поселилась иркутский ювелир Екатерина Скачкова, все именно так. Внутреннее пространство удивительно гармонично, соразмерно и созвучно этой замечательной художнице. И очень индивидуально, как и ее работы в камне и металле.
Квартира в стиле бохо
К Екатерине Скачковой мы пришли в жаркий июньский полдень. За круглым столом в гостиной нас ждал посыпанный сахарной пудрой хрустящий хворост и травяной чай, собранный Катиной мамой на ее родине в поселке Каменск (Бурятия). Как выяснилось потом – фармацевтом, химиком-аналитиком по профессии.
Мы сели за стол, отхлебнули ароматного чая, выдохнули и огляделись. Белые стены, местами подчеркнуто неровные, как в деревенской мазанке, а где-то обработанные винтажной фактурной штукатуркой. Высокие потолки – метра четыре, не меньше. Мебель старинная и современная, расписанная вручную в голубых тонах с оранжевыми вставками. На полках подсвеченные снизу декоративные элементы из цветного стекла, старинные и подаренные друзьями-художниками подсвечники, статуэтки и другие безделушки. На стенах – батики, созданные Екатериной. Комната небольшая, но очень уютная. В стиле бохо-шик.
– Я задумалась о квартире в деревянном доме, когда Союзу художников и ремесленников Прибайкалья, в котором я состою, дали мастерские в переулке 8 марта, – рассказала Екатерина. – И хотя домик, где находится наше рабочее пространство, внешне ничем не примечательный, все стали замечать, что чувствуют там себя физически и эмоционального очень хорошо. В 2020 году во время пандемии мне было скучно, и я решила себе найти такой дом для жилья. Может, свою роль сыграло то, что я выросла в деревянном доме. Но это оказалось непростой задачей, потому что мне важно было, с какими соседями я буду жить бок о бок. Кроме того, у многих собственников были не в порядке документы.
Прежде чем зайти в квартиру, мы преодолели общий коридор. Дверь Катя за собой не закрыла, из чего делаем вывод, что с соседями ей повезло. Перед входом в гостиную – крошечная кухня без окна, отделанная в том же стиле, но уже в теплых тонах. Шкафчики расписаны растительным узором, мебель – в тон стенам – словно растворяется в пространстве. Налево – совмещенный санузел. Направо – еще одна комната. Там предстоит сделать ремонт.
– В итоге я нашла эту квартиру, цена на нее была очень низкая, меньше, чем за однушку в Березовом, – рассказала Екатерина. – Наверное, все дело в том, что потенциальных покупателей отпугивало состояние основной комнаты.
Веселые квартиранты и провалившийся пол
Прежде чем превратить квартиру 40 кв. метров в уютное пространство, Екатерине пришлось потратить два месяца и порядка 300 тыс. рублей.
– Это была квартира контрастов, – рассказывает Екатерина. – Например, санузел был выложен плиткой, и там была рабочая стиральная машинка. А в комнате – провалившийся пол. Я купила эту квартиру у молодого мужчины. Ему ее подарили родители, но через некоторое время он женился и уехал жить к супруге, а эту квартиру сдавал. Сначала студентам-юристам. Однажды им не хватило денег на выпивку, и они пошли грабить магазин, но продавщица нажала кнопку тревоги, и молодым людям пришлось уехать в места не столь отдаленные. Следующие квартиранты тоже злоупотребляли алкогольными напитками и в один прекрасный момент начали выносить мебель, поэтому хозяину пришлось заменить окно на пластиковое.
Эти веселые истории Екатерине рассказали соседи, с которыми у нее сложились очень хорошие отношения. Видимо, положительное впечатление от новой хозяйки особенно усилилось на контрасте с прошлыми жильцами. Катя отметила, что их дом и двор очень дружный.
– Пол, наверное, тоже не выдержал веселых квартирантов, – продолжила рассказ Екатерина. – Меня, конечно, сначала насторожило его состояние, но так как дом стоит на каменном фундаменте, внутренние дефекты было несложно устранить. Кстати, специалисты, которые исправляли пол, сказали, что лаги нарушили уже в советское время, когда подводили в дом коммуникации. За исключением пола и штукатурки, я почти все делала своими руками. Конечно, мне помогал папа и мои друзья.
Имя отца нашей героини – Евгения Скачкова – известно большинству жителей области. Иркутский скульптор – автор барельефа на здании «Труда» и «Всадника» на въезде в поселок Усть-Ордынский – подарил дочери в новую квартиру красивый витражный светильник, созданный в советское время. Еще один раритет – бабушкин комод, который Екатерина привезла из поселка Тимлюй (Бурятия).
– Он не антикварный, но для меня многое значит, поэтому я хочу его отреставрировать, – рассказала Катя. – Из детства помню моменты, когда хотела дорасти до комода. Вставала на стул, чтобы забраться на него и поиграть пуговичками. Сейчас он кажется таким маленьким. Комод сделан из дерева, и я планировала привести в рабочее состояние его выдвижной механизм. Но пока только расписала в голубой цвет и храню там вещи, которыми редко пользуюсь.
Среди интересных предметов мебели – старинный сундук, который подарил сосед – журналист и писатель Роман Днепровский.
Редакция газеты и типография
В справке, которую нам предоставила Служба по охране объектов культурного наследия Иркутской области, этот дом значится как «Особняк Попова». По некоторым данным здесь располагалась типография и газета «Восточное обозрение», которую редактировал революционер-народоволец Иван Попов. В этом издании публиковались Болеслав Шостакович, Владимир Богораз, Леонид Красин и другие деятели революционного движения. Однако, по словам специалистов, эти данные ошибочные, и еще предстоит их подтвердить или опровергнуть.
– Интересно, что наш особняк вплотную примыкает к трехэтажному каменному дому и считается единым строением, – рассказала Екатерина Скачкова. – Соседи говорят, что раньше два здания были соединены, и в стенах даже есть заложенные проходы. И вроде бы здесь располагалась редакция, а там – типография. Например, в моей комнате вы можете увидеть нишу, но я думаю, что для проема она слишком большая. Но это, скорее всего, сведения из разряда городских легенд.
Когда редакции не стало, дом отдали под коммунальные квартиры. Старожилка особняка – соседка Екатерины – Галина Сергеевна рассказывает, что было очень много жильцов, но потом комнаты соединили, и теперь в деревянном доме всего три квартиры.
– Наверняка здесь нет каких-то трагических историй, связанных с судьбами проживающих – ни у кого не отобрали жилплощадь, если изначально здесь была редакция, а потом коммуналки, – считает Екатерина. – Местные жители показывали фото, сделанное до 2000 годов. Рассказывали, что двор был зеленый, огороженный забором, поэтому в нем не парковалось такое количество машин. А праздники тогда встречали все вместе.
Коко и другие пушистые жители
Но и сейчас во дворе Катиного дома особая атмосфера, и есть весьма колоритные персонажи. Правда, из мира животных. Когда мы только подошли к дому, нас встретил грозный охранник – полуслепой пес Саша. Его приютила у себя Галина Сергеевна.
– Она у нас смотрит за порядком, – рассказала Екатерина. – Сама огородила палисадник, посадила там цветочки, постелила линолеум. А еще у нее очень доброе сердце – она постоянно кормит бродячих собак. Вот и Сашку, когда умерла его подруга Машка, забрала к себе жить. Сначала пес не гонял других собак, не лаял, а как понял, что у него появились свой человек и свой дом, освоился и взял на себя роль защитника. Теперь никаких собак во двор не пускает. Правда, он совсем слепой, бельмо на глазах, но «хозяин двора» ориентируется по запаху.
У Кати дома тоже живут домашние питомцы. Неофициальная «хозяйка квартиры» собака Коко почти все время, пока мы разговаривали, скрывалась от жары за трюмо в углу комнаты. Правда, изредка поругивалась на беспокойных кошек. Кот Лев достался Кате от знакомой, которая жила у нее некоторое время. Потом вышла замуж и уехала к своему избраннику, пес которого на дух не переносит кошек. Пушистую Василису Катя подобрала на помойке совсем маленьким котенком. Потом, правда, пожалела – многовато животных для маленькой квартиры. Но, как говорится, в тесноте, да не в обиде.
А вот крупную черно-белую красавицу Коко Катя взяла в питомнике уже взрослой совершенно сознательно. Ей очень нужна была охранница, чтобы в любое время суток можно было ходить с ней в мастерскую.
– Сначала я несколько раз ездила к ней в питомник, гуляла, общалась, присматривалась – животное взрослое, есть травматический опыт, – рассказала Катя. – Однажды на нас напали собаки, я цыкнула на них, они убежали. Коко тогда посмотрела на меня с таким уважением! Постепенно она признала во мне хозяйку, и я забрала ее домой. Сначала она скромничала, но потом навела в доме свои порядки. Кстати, она очень любит ходить купаться на Ангару.
Близость к реке для Екатерины – еще один плюс жизни в этом доме.
– Я абсолютно довольна этой квартирой и ни разу не пожалела о своем выборе, – рассказала Екатерина. – Жить здесь очень здорово. Конечно, в идеале хотелось бы, чтобы мастерская была поближе, но боюсь, что тогда моя двигательная активность свелась бы к нулю. А тут – вынужденный променад по красивейшему центру нашего города два раза в день! Полезно для здоровья, приятно для глаз.
Геометрические узоры на карнизе
Мы продолжаем дарить подарки героям нашей рубрики от иркутских дизайнеров, творческого дуэта ЛеНо Михаила Топорищева и Елены Орловой. Благодаря проекту в их коллекции «Деревянное кружево», основой для которой послужил декор иркутских памятников, появляются новые аксессуары. Наши герои получают украшения с резьбой со своих домов, что еще больше усиливает их связь с собственным жилищем.
В этот раз вдохновением для комплекта украшений послужил угловой геометрический узор на карнизе дома. По информации из книги «Город и дерево. Архитектура и ремесло» Ирины Калининой и Надежды Красной, геометрические орнаменты становятся более распространенными в домовой резьбе в конце XIX – начале XX века. Мотивы заимствованы из широко растиражированных альбомов и состоят из прямых линий, треугольников, крестов, кругов.