«Огненный рубеж» иркутских реконструкторов
В Иркутске участники нескольких военно-исторических клубов провели «Огненный рубеж – 2022». Мероприятие приурочили ко Дню памяти и скорби – дню, когда началась Великая Отечественная война.
События первой части тактического мероприятия развернулись на площадке неподалеку от питомника собак К-9. На несколько часов лесная опушка под Иркутском стала приграничной белорусской пущей, где в конце июня 41-го гремели бои. Тогда моторизованные немецкие корпуса форсировали руку Буг. Немецкие дивизии, используя свое превосходство в технике, прорвали оборону Красной армии и, обходя отдельные очаги сопротивления, рвались к Минску. Разрозненные подразделения Красной армии с боями выходили из окружения. Плечом к плечу сражались пограничники, военнослужащие стрелковых частей НКВД, пехота…
Реконструкция была открыта для посещения, и зрители вдруг оказались в июне 1941-го. Вот немецкая разведка на мотоциклах BMW обнаружила наших, завязался бой. Немцы под прикрытием легкого бронетранспортера Sd.Kfz.222 пошли в атаку. Красноармейцы обороняются, укрываясь в окопах, полуразрушенных артиллерийским огнем. Заговорил пулемет «Максим», ударили гранаты, дошло и до рукопашной…
– Наше мероприятие проводится третий год, – рассказывает Давид Азизов из военно-исторического клуба «Сибирский стрелок». – В этом году к нам приехали представители двух клубов из Братска, это «Север» и «Братская земля», а вообще география участников широкая – Иркутск, Усть-Илимск, Черемхово, Ангарск, Усолье-Сибирское, Улан-Удэ и Красноярск. Многие не представляют какой-то клуб, просто энтузиасты приезжают и участвуют.
Площадку выбрали не случайно: около питомника К-9 «Сибирский стрелок» оборудовал небольшой укрепрайон: окопы со стрелковыми ячейками, землянки. Здесь проводятся тренировки личного состава, мероприятия с участием зрителей. Кстати, клуб не зарабатывает на посетителях.
– Это наша история. Если мы не будем знать историю, то кто мы? – объясняет Давид Азизов. – Историю можно учить по учебникам, а можно и вот так. Кто сказал, что нельзя? К нам приходят дети. Представьте, они в классе из-под палки что-то там послушали, в одно ухо влетело, в другое вылетело. А тут живая история, ее можно пощупать. Она и детьми, и взрослыми воспринимается легче, интереснее, доходчивее. Заодно мы и сами учимся, реконструируя какое-то событие, мы смотрим источники, документы конкретных подразделений.
Первоначально «Сибирский стрелок» занимался реконструкцией 25-го Сибирского стрелкового полка. Полк, расквартированный в Иркутске до революции, прославился в боях в Порт-Артуре во время русско-японской войны 1905 года. Однако мало-помалу члены клуба начали заниматься и событиями Великой Отечественной войны, а сейчас это направление стало основным. Реконструкторы поставили перед собой задачу – ни много ни мало вернуть из небытия историю 272-го стрелкового полка НКВД, одного из соединений, сформированного на территории Иркутской области. Полк вместе с частями 10-й стрелковой дивизии НКВД встал на пути немецких войск, наступающих на Сталинград, и за три недели тяжелейших сентябрьских боев 1942 года был уничтожен почти полностью.
– Хотелось бы заниматься всем, у нас есть ребята, увлеченные, например, Афганом. Но как поется в песне, «настоящих буйных мало», постоянный состав клуба «Сибирский стрелок» всего 14 человек. Все люди взрослые, работающие, полным составом собираться получается редко,– объясняет Давид Азизов. – Будет возможность, расширимся, но это непросто. Например, если в семье жена не понимает увлечение мужа, то, скорее всего, мужик уйдет из реконструкции. Выбирая между семьей и хобби, мы выбираем семью. Так что тем, кто остается в клубе, повезло, у нас жены не только принимают, но и участвуют. И мы даже в клубе хотим сделать особый «День реконструкторских жен».
Реконструкция – занятие непростое, а главное – недешевое.
– Проведение «Огненного рубежа» обошлось в 140 тыс. рублей. Нам помогали компания Avia-May – аренда вертолетов, и питомник К-9. Хочется сказать спасибо лично Сергею Костюкову и Вячеславу Славину.
И не нужно забывать вклад членов клуба. Считаем с Давидом, сколько стоит обмундировать красноармейца:
– Точно можно назвать только минимальную стоимость, а максимальная до бесконечности. Летний комплект на бойца РККА, форма и снаряжение приемлемого качества, но не высочайшего! – 25 тыс. рублей. Это все новодел, за исключением, пожалуй, патронных сумок, которые доступны оригинальные, или, например, сапог. Яловые послевоенные сапоги после небольшой доработки нашими правилами допускаются.
Оружие – самое дешевое, что можно придумать, это трехлинейная винтовка. Массогабаритная копия мосинки стоит 60 тыс. рублей в среднем. Плюс на зиму нужны шинель, ватник, валенки, ватные штаны, зимняя шапка, желательно свитер и рукавицы, это еще 25 тыс. рублей. Вот мы уже и за 100 тыс. вышли. А еще котелки, фляжки, ложки, предметы быта – плюс тысяч двадцать. В идеале, во время мероприятия участник не должен пользоваться никакими предметами или вещами, не соответствующими легенде и периоду события.
А хочется каких-то продвинутых предметов быта, ярких нюансов, тут нет предела совершенству. Например, реплика значка «Отличник РККА» стоит 500 рублей, а оригинальный значок может стоить 9–15 тыс. Но оригинальные вещи в хорошем стоянии в поле обычно стараются не брать – жалко. А сумму на «немца» умножать нужно как минимум на два, а то и на три.
Иван Лапушкин занимается реконструкцией с 2017 года, на этом мероприятии он в форме противника, гренадера СС.
– Мы не можем все быть в рядах Красной армии, поскольку кто-то должен отыгрывать врага. Это непросто. Нужно не просто надеть форму, но и войти в образ, как актер, но нельзя позволить, чтобы твой «персонаж» работал на пропаганду нацизма. Например, на мероприятие приходят люди, многие с детьми, просят разрешения сфотографироваться. Мы объясняем, что вот есть красноармейцы, сфотографируйтесь с ними, это будет более правильно, чем на фоне немца.
Второе действие «Огненного рубежа – 2022» развернулось на реке Ушаковка, возле Пивоварихи, уже ночью. Ночной бой – реконструкция событий в ночь 22 июня 1941 года на участке 86-го Августовского пограничного отряда, в районе города Бреста. Локация на Ушаковке, которая выполняла роль Буга, здесь через мост пошла наступающая техника.
– У нас, в Восточной Сибири, реконструкторское движение развито слабо, большие мероприятия редкость. Нам далеко и до Дальнего Востока, где проходит «Дальневосточной форпост», а уж до многочисленных и многолюдных фестивалей в Центральной России и далеко, и дорого. Поэтому мы сейчас стараемся создать некую точку сборки для движения в Сибири. Провести большое тактическое мероприятие планировали давно, еще к 80-летию начала Великой Отечественной войны, но пандемия внесла свои коррективы.У каждого клуба есть такого рода визитная карточка, которую проводят каждый год в одно и то же время, возможно, «Огненный рубеж» станет такой «визитной карточкой» ВИК «Сибирский стрелок», – резюмирует Давид Азизов.