29.06.2022 14:33
Рубрики
Общество
Фото
ИЗК СО РАН и ФКУ УПРДОР «Южный Байкал»
Фото:
ИЗК СО РАН и ФКУ УПРДОР «Южный Байкал»
29.06.2022 14:33

Осторожно, камнепады

С 16 июня дорожные рабочие устраняют последствия схода горных пород на 156-м км трассы Р-258 «Байкал». Ученые называют случившееся не оползнем, а обвалом. Он произошел из-за выветривания склонов и сейсмической активности. По мнению геологов, это событие лишний раз напомнило не только о важности мониторинга опасных участков дорог, но и о принятии госпрограммы сейсмобезопасности, ведь наш регион подвержен также угрозе селевых паводков.

 

Что привело к обвалу?

Оползень между Байкальском и Слюдянкой сошел 16 июня и ограничил движение на трассе. Работы по ликвидации последствий начались в тот же день. Между тем за выходные произошел еще один сход горных масс в объеме более 1000 куб. м.

– То, что случилось на трассе «Байкал» – не оползень, а обвал, – прокомментировал заведующий лабораторией инженерной геологии и геоэкологии Института земной коры СО РАН Артем Рыбченко. – Потому что у оползней смещение пород происходит без потери контакта с поверхностью. А обвал – это быстрое обрушение горных пород.

По словам ученого, при строительстве дороги там подрезали склоны, и в результате они неустойчивые. Агенты выветривания, проникая внутрь обнаженных горных массивов, ослабляют прочностные свойства грунтов, и силы, сдвигающие склон, становятся больше удерживающих сил. Поэтому происходят обвалы.

 

 

К формированию обвалов часто приводят осадки. По информации Иркутского управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, в Южном Прибайкалье интенсивные дожди были 7, 10 и 11 июня. К 22 июня в районе Байкальска их выпало 120% от месячной нормы. Однако ведомство сообщает, что причины инцидента не относятся к природным гидрометеорологическим явлениям.

– Там помимо выветривания есть вибрационная нагрузка от транспорта, сейсмические воздействия, – продолжил объяснения Артем Рыбченко. – Обнаженный склон все равно со временем разрушается. Становится более трещиноватым. Не исключена угроза новых обвалов. По идее, все крутые, особенно обнаженные склоны, нужно мониторить, счищать с коренных склонов выветренный материал.

В 2019 году ученые делали вертолетное обследование территории и нашли много участков с обвалами. Тогда их спровоцировали сильные дожди. Мало того, обильные осадки привели не только к обвалам, наводнению, но и к сходу селей. На фото из архивов института видны и огромные камни в лесу, которые принесло с гор Хамар-Дабана, и новые нагромождения валунно-галечного материала в русле реки Солзан, и изменения русла реки Большая Осиновка. Между тем в этом районе находятся шламонакопители с отходами БЦБК.

– По руслу Большой Осиновки в 2019 году сошел селевой поток, но он не задел накопители. А такое возможно. Если будет изменение русла, сель пойдет в сторону шламонакопителей, отходы может унести в Байкал. По данным отчетов, в 1971 году одна из карт-накопителей уже заполнялась селевыми отложениями, которые сошли не по руслу реки, а со склона. К счастью, на тот момент карта была еще пустая. Сейчас эти накопители заполнены отходами, – подчеркнул Артем Рыбченко.

В ситуацию тогда вмешалась прокуратура, которая потребовала проводить в Слюдянском районе селезащитные мероприятия, чтобы не допустить экологической катастрофы.

 

Ученые могут предупредить о селях

На карте селевой опасности России отмечены и территории юга Иркутской области. Так, по данным Иркутскгидромета, к наиболее активным в селевом отношении определены 26 малых рек и ручьев Южного Прибайкалья, в том числе реки Слюдянка, Солзан, Харлахта, Утулик, Хара-Мурин и др. Например, на реке Слюдянка разрушительные селевые потоки наблюдались в 1915, 1934, 1960, 1971 годах.

– Сели характерны для горных регионов. У нас это Тункинские гольцы и хребет Хамар-Дабан, – напомнила ученый секретарь Института земной коры СО РАН Анна Добрынина. – В Аршане есть сейсмическая станция. Она расположена на расстоянии 250 метров от реки Кынгырга, где в 2014 году сходил селевой поток. Нам до момента, когда обрушились столбы электропередач, и сейсмостанция перестала работать, удалось зафиксировать прохождение нескольких масс селевых потоков. Мы предлагаем создание системы экстренного предупреждения. Оборудуем пункты метеостанций. Когда начинается сезон дождей, объявляется повышенная готовность. В верховьях реки ставятся фотоловушки, которые передают все это в режиме реального времени, внизу стоит сейсмическая станция, которая фиксирует сейсмоколебания. Все эти данные передаются с помощью телеметрии на вычислительную станцию. И из-за того, что у нас скорость сейсмических волн 3,5 км в секунду, а скорость селевого потока несколько метров или несколько десятков метров в секунду, у нас есть люфт времени для того, чтобы обработать данные, предупредить МЧС, население.

 

Сейсмостанций не хватает

Сейчас работники ИЗК СО РАН установили несколько фотоловушек на Большой Осиновке, Слюдянке, Солзане, планируют поставить ее и на Кынгырге. По факту они могут оборудовать два полноценных пункта мониторинга селей, но возникают проблемы с охраной таких объектов, тем более там туристические места, а одна фотоловушка уже перестала подавать сигналы.

 


Река Большая Осиновка, изменение положения русла

 

Ученые отметили, что у них есть задачи в рамках мониторинга опасных геологических процессов, который осуществляется по крупному проекту минобрнауки РФ. Но для полноценной работы по исследованию и предупреждению ЧС нужны дополнительные резервы, начиная от сейсмостанций, которых пока на южном Байкале всего две.

– Во всем мире селеопасные места оборудованы сейсмостанциями, геофонами, инфразвуковыми датчиками, – уточнила Анна Добрынина. – Того, что есть у нас, недостаточно. Если мы узнаем, что в Аршане сойдет через 30 минут селевой поток, чем я из Иркутска, обрабатывая это в реальном времени, помогу Аршану? Здесь в любом случае нужно подключать властные структуры. Этими вопросами должно заниматься государство. Ученые просто показывают, где опасно.

 


Река Солзан, аккумуляция валунно-галечного материала в русле реки

 

Геологи в который раз акцентируют внимание на необходимости принятия государственной программы по сейсмобезопасности. Но пока в казне средства на нее не предусмотрены. Тем более, обвалы, сели и землетрясения, к счастью, случаются редко, в отличие от пожаров и наводнений. А по предварительному прогнозу гидрометцентра в июле по Южному Прибайкалью месячное количество осадков составит 104–145 мм, что около и больше среднего многолетнего количества. Правда, по данным Института земной коры, рыхлого обломочного материала в селевых бассейнах указанного региона предостаточно.

 

Справка

Сель – это стремительный русловой поток, состоящий из смеси воды и обломков горных пород, возникающий в бассейнах небольших горных рек. Главной их особенностью служит высокая насыщенность обломочным материалом, которая составляет от 10 до 75% объема движущейся массы. Сход селей на юге Байкала связан с затяжными дождями, который завершается ливнем; общая сумма осадков при этом составляет более 200 мм.