Профессионалов в Иркутской области будут готовить быстро, но качественно
В 2022 году Иркутская область в числе 42 регионов РФ вошла в федеральный проект «Профессионалитет». Об этом на пресс-конференции в «Областной» рассказали 28 июня эксперты.
«Уникальность проекта – в тесном взаимодействии профессиональных образовательных организаций с организациями реального сектора экономики по созданию совместных образовательных программ, совместному обучению студентов и трудоустройству выпускников, – рассказала начальник управления профессионального образования министерства образования Иркутской области Ольга Хайрулина. – Это экспериментальный проект, Иркутская область выступает пилотом. 21 апреля было подписано соглашение о создании Образовательно-производственного центра (кластера) в который со стороны образовательных организаций вошли Тулунский аграрный техникум, который и стал базовым центром, Иркутский аграрный техникум, Заларинский и Усольский агропромышленные техникумы. Со стороны работодателей в кластер вошли ООО «Саянский бройлер», компания «Тимбермаш Байкал» и ООО «Рассвет».
Всего в проекте восемь направлений – атомная промышленность, железнодорожный транспорт, сельское хозяйство, легкая промышленность, металлургия, машиностроение, фармацевтика и химическая промышленность. Обучение в кластере в Иркутской области будет идти по шести программам. С 20 июня стартовала приемная кампания, идет набор выпускников 9 классов.
«Наша группа программ включает также лесное, рыбное и сельское хозяйство, которые востребованы в Иркутской области, – сказала Ольга Хайрулина. – В этом году мы еще раз подали заявку на конкурсный отбор. Федеральный грант участника (кластера) составляет 100 млн рублей на оснащение и оборудование образовательного Центра. Тулунский аграрный техникум уже получил грант, сейчас идут закупки оборудования. Иркутский, Заларинский и Усольский техникумы станут сетевыми площадками, которые также будут обучать студентов в том числе – на базе Тулунского аграрного техникума. Материально-техническая база будет формироваться не только за счет гранта, но и на средства работодателей, участников кластера. Предприятия также будут участвовать в формировании образовательных программ и трудоустройстве выпускников. Сейчас идет интенсивное обучение преподавателей, мастеров производственного обучения, среди которых будут и производственники. Те модули программы, которых работодателю не хватает, он имеет право внедрить в программу. Создана региональная управляющая команда, которая также сейчас проходит обучение – как управлять Центром (кластером), какие ставить задачи, цели, как расширять кластер, привлекая в него других работодателей».
Одна из особенностей проекта – подготовка специалистов в ускоренные сроки. Обучение по различным специальностям сокращается на несколько месяцев и составляет 2,5 – 3,5 года. Сокращение сроков в согласовании с работодателем достигается за счет вариативности выбора предметов программы, но не за счет общеобразовательных предметов. По федеральному проекту «Профессионалитет» будут заключать и договоры о целевом обучении, это позволит предусмотреть и меры соцподдержки студентов на период обучения.
«Работодатель ориентирован прежде всего на практическое обучение, – отметила – начальник отдела управления персоналом ООО «Саянский бройлер» Юлия Попова. – С Тулунским аграрным техникумом мы сотрудничаем давно. Студенты проходят у нас практику не первый год. Но впервые появилась возможность принять участие в подготовке кадров, сформировать свои запросы. Ребята, которые придут 1 сентября, они придут уже не просто в колледж, а в Образовательно-производственный Центр (кластер) и с первого курса станут частью корпоративной культуры предприятия. Дефицит рабочих кадров ни для кого не секрет, у нас есть потребность в трактористах, машинистах, электромонтерах и т.д. Когда ребята проходят у нас практику, они уже учатся работать с той техникой и оборудованием, на котором будут трудиться после окончания учебы. На предприятии разработано положение о наставничестве. Каждый студент закрепляется за определенным наставником, который курирует его работу, полностью сопровождает на период практики. К слову, за производственную практику студенты получают зарплату. Стимулируют денежным вознаграждением и наставников».