«Только самолетом можно долететь»

Без метеорологов на БАМе не взлетал и не садился ни один самолет. «БАМ строил каждый из нас – каждый на своем рабочем месте вкладывал в него свои знания и труд», – говорит Рита Бондарева, которая работает техником-метеорологом на метеостанции «Казачинское» уже 42 года. Она является ветераном труда, награждена знаком «Почетный работник гидрометслужбы России».

Член союза строителей-первопроходцев БАМа Рита Ивановна Бондарева приехала на БАМ через шесть лет после высадки первого десанта.

– Без авиации железнодорожную магистраль построить бы не смогли. Первый вертолет сел на БАМе по прогнозам метеорологов, – говорит она.

 

«Встретили меня очень хорошо»

Она окончила Иркутский гидрометеорологический техникум. В 1980 году ей как молодому специалисту предложили на выбор распределение для трудоустройства в Киренский, Казачинский, Чунский или родной Нукутский районы. 20-летней девушке было все равно куда ехать – хотелось самостоятельной, взрослой жизни. Преподаватель посоветовала: «Рита, езжай в Казачинское – там БАМ, там хорошие заработки и обеспечение». В середине апреля наша героиня приступила к работе на авиационной метеорологической станции.

– Первое, что бросилось в глаза после прибытия на место – все вокруг белым-бело, снег чистый, без сажи. В Иркутске в это время уже и снега-то не было. Встретили меня очень хорошо – начальник метеостанции поселил в квартире вместе с девушкой-бухгалтером. Мы сами топили печку, кололи дрова. В Магистральный ходил рейсовый автобус, и в течение трех лет мы ездили туда за продуктами. В магазине все было – колбасы, мясо, болгарские компоты, ковры, ткани, монгольские дубленки, меха норки и соболя, хрусталь, – вспоминает женщина.

Рита была секретарем комсомольской организации и членом райкома комсомола. Спустя год ее делегировали на Кубу в составе секретарей из Улькана, Магистрального, Небеля и Кунермы.

– На Кубе мы провели две недели. Видели, как скромно живут местные жители. Помню, спали мы на белье из тоненькой холщовки. В качестве сувениров туда везли шоколад, карандаши, ручки, тетради – их разбирали ребятишки. Мы покупали русско-испанский разговорник для общения. Было тепло, мы купались, а местным вода казалась холодной. Вернулись перед новым годом с подарками – привезли виски и настоящие кубинские сигары, – рассказывает Рита Ивановна.

 

«Стрессовых ситуации было много»

Аэропорт находился в районном центре, селе Казачинское, а западный участок БАМа строился в 18 км, в Магистральном. Когда железной дороги еще не было, весь груз доставляли самолетами по воздуху и баржами по реке Киренге. Самолеты в областной центр отправлялись по пять-шесть раз в день – пассажирские чехословацкие L 410, грузовые Ан-24 и «кукурузники», вертолеты Ми-8.

 

 

– С метеостанции данные о погоде подавали каждый час, прогноз – каждые три часа. Для каждого экипажа требовалось выписать прогнозы, выдать новые с учетом метеоусловий. На метеостанции вместе с диспетчерами и радистами мы принимали решения, прилетит или не прилетит самолет. То ветер заштормит, то облачность, то заряды снега – метеоусловия всегда разные. Это большая ответственность, например, давать или не давать посадку. Стрессовых ситуации было много. Сейчас проще – компьютер сам все просчитывает, – продолжает наша героиня.

Когда не было железной дороги, и случалась нелетная погода, в Казачинское из Иркутска летели через Усть-Кут. Оттуда по узкоколейке ходил товарняк, который называли «бичевоз» – три вагона, лампочка тусклая, холодина. Однажды Рите пришлось таким способом возвращаться из отпуска.

– Каждый человек, живущий на Казачинско-Ленской земле, причастен к строительству БАМа. В том числе и коренное население. На стройку века приезжали люди со всей страны. Местные жители помогали тем, кто зимой жил в палатках – пускали приезжих к себе на квартиру или сдавали зимовье, – вспоминает Рита Ивановна.

Раньше профсоюзная организация объединяла две структуры – аэропорт и метеостанцию. Коллектив был большой и дружный. Коллеги дружат до сих пор, встречаются три поколения – 80-летние, 70-летние и те, кто работает сейчас. Вместе отмечают день поселка, юбилеи и профессиональные праздники. Среди строителей БАМа очень развит коллективизм, их объединяет общий дух – бамовские песни поют с тем же молодым задором.

 

Семейная история

В 1983 году Рита Ивановна вышла замуж за строителя, приехавшего на БАМ из Новосибирской области. Мужу сразу дали квартиру, они переехали в Магистральный, родилась первая дочь Татьяна. Асфальта тогда там еще не было, и после дождя дорога была такой, что коляска утопала в грязи. Работать приходилось посменно, и когда ребятишки пошли в садики-школы, на помощь семье приехали родители Риты Ивановны. Супруг рано умер, а со вторым мужем, Борисом Ивановичем Носовым, Рита Ивановна уже более 30 лет. Он тоже строитель, прибыл на БАМ из Казахстана, работал на возведении школ, всех объектов инфраструктуры. Это очень добрый человек, к детям сразу стал относиться по-отечески. Обе дочери давно окончили университет, живут в Иркутске. Некоторое время назад супруги переехали из дома в благоустроенную квартиру – с возрастом хочется большего комфорта.

 

 

– Условия для жизни здесь прекрасные, природа красивая, – констатирует Рита Бондарева. – Те первые 10 лет прожили в достатке, ездили на юг отдыхать. Впрочем, не могу сказать, что для моей семьи когда-то было сильно тяжело – на работе зарплату всегда получали вовремя, детей одевала в красивые вязаные костюмчики, мутоновые шубки. Кто-то уезжал, не выдержав суровых условий. Но и возвращались – привыкали, что тут можно было жить на широкую ногу. На метеостанции мы получали тот же повышенный коэффициент, что и строители железнодорожной магистрали. БАМ удерживал людей высокими зарплатами, бамовцы могли купить машину, построить кооперативную квартиру. Единственное, чего не было тогда, так это мороженого. Дефицитное лакомство летчики по заказу доставляли коробками.