Пассажирские перевозки на контроле депутатов
Снизить износ подвижного состава, повысить качество пассажирских перевозок, открыть новые транспортные маршруты, перейти на цифровой формат расчета за проезд – эти и другие вопросы обсуждали на площадке Законодательного Собрания под председательством спикера Александра Ведерникова. По итогам заседания прозвучало предложение ускорить разработку комплексной схемы организации дорожного движения для участия в федеральных программах.
Иркутск ждет новые автобусы
Перед совещанием депутаты Заксобрания посетили предприятия, которые занимаются пассажирскими перевозками, в их числе АО «Автоколонна 1880», МУП «Ангарский трамвай», ОАО «Автоколонна 1948» и МУП «ИркутскАвтотранс». Парламентарии встретились с коллективами, обсудили основные проблемы, с которыми сталкиваются перевозчики.
Первой точкой рабочей поездки стала «Автоколонна 1880», которая обеспечивает бесперебойные круглосуточные перевозки пассажиров по 12 междугородним маршрутам в Иркутской области и двум межрегиональным на территории Республики Бурятия. По словам руководителя Эдуарда Косарева, автопарк изношен наполовину. Но благодаря поддержке депутатского корпуса и правительства региона перевозчик в 2021 году впервые за долгое время получил прибыль в размере 11 млн рублей. Эти средства будут направлены на приобретение туристического комфортабельного автобуса большой вместимости.
Председатель Заксобрания обратил внимание, что отсутствие единой электронной карты по муниципальным и междугородним перевозкам создает неудобства для пассажиров.
– Льготные перевозки для отдельных категорий граждан осуществляются по трем имитируемым социальным картам. Туда, кстати, не входят междугородные перевозки. Хотя есть опыт других субъектов страны, где по карте «Мир» обеспечивается весь учет предоставляемых льгот, – подчеркнул Александр Ведерников.
«ИркутскАвтотранс» ждет обновления техники. Мэр Иркутска Руслан Болотов сообщил, что сегодня в городе 182 автобуса, обслуживающих муниципальные маршруты. Осенью предприятие примет на баланс 40 современных низкопольных автобусов большой вместимости. Техника отечественного производства приобретается в лизинг.
– Еще никогда муниципальное предприятие не приобретало такого количества транспорта за один раз. Мы приложим все усилия, чтобы в максимально сжатые сроки эти автобусы вышли на линии. Планируем запустить их на маршруты в удаленные части города, где особенно остро стоит вопрос с перевозками, – отметил Руслан Болотов.
Также он напомнил, что для повышения качества пассажирских перевозок в городе обустроена выделенная полоса для автобусов на улице Трактовая. Это позволило сократить время перевозки. В перспективе – создание перехватывающих парковок, строительство многоуровневых стоянок.
Ангарск намерен сохранить трамваи
В городе нефтехимиков говорили о дальнейшей судьбе ангарского трамвая. По словам директора муниципального предприятия Романа Лотоцкого, изначально большинство маршрутов были рассчитаны на доставку рабочих до промышленных предприятий. В настоящее время перевозкой трудовых коллективов занимается корпоративный транспорт.
– Протяженность нашей маршрутной сети достигает 65 км. Пути, по которым ходит трамвай, в крайне неудовлетворительном состоянии. Это влияет на качество самих вагонов, потому что большие ударные нагрузки приводят к частым поломкам самих вагонов. Дискомфорт испытывают пассажиры, потому что при попадании колес на стык вагон создает сильную вибрацию и очень громкий звук. На сегодня около 30% путей требуют капитального ремонта, – объяснил Роман Лотоцкий.
Депутаты поддержали инициативу ангарчан о сохранении трамвая как исторической памяти, чтобы город не потерял своей атмосферы. Работа над решением этого вопроса будет продолжена.
Другой перевозчик в Ангарске – «Автоколонна 1948». Генеральный директор Сергей Шарков сообщил, что предприятие несет убытки из-за низкого пассажиропотока на садоводческих маршрутах. Около 80% пользующихся транспортом садоводов входят в категорию льготников и не оплачивают проезд. Эти средства возмещаются из бюджета только спустя три месяца. Если раньше, как пояснил Сергей Шарков, избежать финансового разрыва помогал высокий поток на внутригородских маршрутах, то в последние годы доход от них снизился и не компенсирует расходов по садоводствам. Отдельно он отметил, что из-за отсутствия амортизационного фонда у перевозчиков нет возможности заниматься обновлением подвижного состава.
Транспортные акценты
В расширенном заседании на тему транспортных проблем региона приняли участие депутаты, министры, руководители областных служб, мэры и представители муниципальных образований. Александр Ведерников обратил внимание, что в этом году в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» будет обновлен общественный транспорт в девяти регионах. По его словам, 310 новых автобусов поступят в Челябинскую, Архангельскую, Нижегородскую, Пермскую, Сочинскую, Курскую, Улан-Удэнскую агломерации, а 23 троллейбуса – в Новосибирскую и Брянскую агломерации.
– Иркутск вынужден закупать технику в лизинг, то есть на средства налогоплательщиков. Причина в том, что у нас нет такого документа, как комплексная система организации движения. Его отсутствие не позволяет нашему региону принимать участие в федеральных программах на получение новых автобусов и троллейбусов, – пояснил Александр Ведерников.
Как сообщил министр транспорта и дорожного хозяйства Приангарья Максим Лобанов, разработка комплексной схемы организации дорожного движения началась в 2020 году. На региональном уровне она принята, в ближайшее время будет определен подрядчик для разработки документов транспортного планирования для Иркутской агломерации. Средства на эти цели предусмотрены в бюджете на 2022 год, работу планируют завершить до конца 2024 года.
Депутат Дмитрий Тютрин спросил у министра про сроки возмещения средств перевозчику по льготному проезду пассажиров:
– По положению у нас есть 30 дней для возмещения, а по факту гораздо более поздний срок. Какие шаги планируете предпринять, чтобы сократить кассовый разрыв перевозчикам?
Министр ответил, что ранее задержки возникали в связи с передачей полномочий из министерства социального развития в министерство транспорта, сегодня работа отлажена, оплата проходит постфактум.
– Для более эффективного взаимодействия с перевозчиками ведется работа над созданием системы, чтобы сразу идентифицировать льготные платежи. Это позволит оперативно вести расчеты с транспортными предприятиями, – сказал Максим Лобанов.
Далее слово предоставили муниципалитетам. Мэр Иркутска Руслан Болотов сообщил, что в областном центре наравне с износом подвижного состава и дефицитом водителей есть проблема с дублированием маршрутов, что создает большую нагрузку на инфраструктуру.
По селектору на связь вышел Усть-Илимск. Глава города Анна Щекина сказала, что из-за отсутствия межмуниципальных маршрутов по ряду направлений люди не могут общественным транспортом добираться до аэропорта и железнодорожного вокзала. Также, по ее словам, есть потребность в пассажирских поездках до садоводств по регулируемым тарифам.
О нерентабельности маршрутов из-за удаленности населенных пунктов и небольшой численности их жителей говорила заместитель мэра Иркутского района Екатерина Емельянова. Еще одна проблема, с которой столкнулся район, – возникла угроза срыва сезонных садоводческих маршрутов из-за высокого износа автобусов.
– На пассажирские перевозки влияет и качество дорог, которое оставляет желать лучшего. На территории Иркутского района находится 113 автомобильных дорог протяженностью 208 км. При этом доходы в районный дорожный фонд от акцизов на топливо составляют всего около 9 млн рублей. На эти средства можно осуществлять только текущее содержание проезжей части, – сказала Екатерина Емельянова.
Депутаты предложили также предусмотреть для перевозчиков электрическим транспортом сниженные тарифы на электроэнергию, сократить срок возмещения льготных проездных, обеспечить контроль пассажирских перевозок.
Председатель комитета по собственности и экономической политике Николай Труфанов отметил, что все поступившие предложения войдут в программу муниципального часа, на котором рассмотрят рекомендации по совершенствованию муниципальных и межмуниципальных регулярных перевозок. Парламентарии намерены вернуться к обсуждению темы в ближайшее время.