Как прошёл масштабный музыкальный фестиваль «Голос кочевников» – в интервью «Областной»

В Бурятии прошел музыкальный фестиваль «Голос кочевников». За два дня посреди живописной Ацагатской долины на трех сценах – «Луна», «Солнце» и «Звезда» – сыграли более 200 музыкантов из Казахстана, Монголии, Тывы, Калмыкии, Москвы, Татарстана, Читы, Иркутска, Улан-Удэ. О том, как готовился фестиваль, и какая музыка была на нем представлена, говорим с его арт-директором, художественным руководителем Бурятской филармонии Натальей Улановой. Об этом 19 июля 2022 года сообщает «Областная».

 

 

– Из-за ограничений, связанных с пандемией, фестиваль не проходил целых два года. В прошлом году, казалось, что «Голос кочевников» вот-вот состоится, но он был отменен буквально в последний момент. Скажите, нынешний фестиваль – это несостоявшийся «Голос» 2021 года или программа была составлена заново?

– Лайнап делали заново, уже с другими артистами, а с прошлого года у нас остались только хедлайнеры: Zoloto и «Танцы минус». За эти два года площадка фестиваля ни разу не принимала такое количество народа, поэтому некоторые вопросы пришлось решать практически заново. Сложно было, например, с электроснабжением: генераторы, солярка, разводка кабелей. И здесь нам здорово помогли не только наши учредители – министерство культуры Республики Бурятия, но и республиканское министерство транспорта, а также глава Заиграевского района.

Нужно было решать вопросы трансфера. Как люди будут добираться, если у них нет автомобилей? Эту ношу, к счастью, с наших плеч сняли: от центра города до площадки курсировали 24 микроавтобуса. Правительство республики взяло на себя обеспечение посетителей медпомощью, а также вопросы безопасности. Это позволило команде фестиваля и мне как арт-директору больше заниматься музыкантами и сценой…

 

– На первых фестивалях была представлена преимущественно этническая музыка. Сейчас это музыкальный фестиваль с очень широкими рамками…

– Действительно, мы начинали с фолк-музыки, сейчас фестиваль стал мультижанровым. В свое время, кстати, не обошлось без дискуссий, нас спрашивали, зачем мы приглашаем коллективы из-за пределов республики, почему не следуем народным традициям. А нам хотелось показать, как этническая музыка может звучать в современном контексте и быть актуальной.

 

– Каждый такой фестиваль – это своего рода авторский проект, он несет отпечаток личности куратора, арт-директора. Как сегодня вам видится современная этническая музыкальная сцена?

– Недавно журнал «Афиша-Дейли» опубликовал список летних фестивалей России, и каждому они пытались дать какое-то определение. «Голос кочевников» назвали «Бурятский фестиваль с эстетским лайнапом». Для меня это, конечно, очень приятно. В этом году «странность» придавали монгольские группы. Мы пригласили не традиционные команды, играющие на морин-хууре, а Silhouette Tuesday и Teresa in the Moon, играющие шугейз и пост-панк.

Или группа «Оммаж» из Казани, которые играют синти-поп и поют на татарском, или наш бурятский рэпер LUTAAR. Это не значит, что мы отказываемся от традиционного прочтения этнической музыки. Были на фестивале и Khoomei Beat из Тывы, и, конечно, NAMGAR. Но были и очень неожиданные коллективы, например, HAGRIN из Калмыкии, играющие этно-электропанк. Калмыкия очень консервативна в музыкальном плане. Обычно на фестиваль я не беру музыкантов, выступления которых не видела вживую. Но ребята прислали видео, что-то подсказало: «надо рискнуть» – и риск оказался оправдан.

Наконец, было несколько групп, которые не ориентируются на фольклор, но представляют современную российскую музыку. Это Сироткин, или открытие фестиваля, молодой коллектив IDST из Москвы. В их творчестве большая роль отводится тексту, это настоящая, хорошая поэзия. Вообще, первый день фестиваля был не столько про музыку, сколько про слово.

Можно сказать, что формирование нашего лайнапа идет из кирпичиков: фундамент – это хедлайнеры, группы, на которые точно люди придут, потому что их хорошо знают. Потом собственно этническая музыка, нужно показать, как она развивается. Обязательно надо дать шанс новым артистам, назвать какие-то новые имена, чтобы они могли заявить о себе. И, наконец, музыканты, которые, может быть, выглядят странно для широкой публики, но они интересны для искушенных людей и музыкальным критикам. Это придает определенную краску, особую индивидуальность.

Все изменяется, меняется и сама музыка, и аудитория. Раньше вкусы определяли лейблы, которые формировали хит-парады, и, таким образом, навязывали свои представления. Сегодня музыка глобальна, каналы ее распространения сильно изменились. Алгоритмы стриминговых сервисов идут за аудиторией, предлагают то, что действительно популярно.

Раньше музыка замыкалась в рамках определенной субкультуры, сейчас в одном плейлисте можно увидеть очень странные сочетания, рядом поп и рок, рэп и джаз… Добавим доступность средств для создания музыки. Чтобы создавать музыку, не обязательно знать ноты, даже инструменты не обязательны, очень много музыки создается на компьютере. Получается, что неважно – как создается музыка, важным становится, что хочет сказать исполнитель, как он себя выражает. Не только звук и текст, но целостный образ артиста, то, как он выглядит, как ведет себя на сцене – все стало важным. Творчество становится способом выражения человеколичностной сущности.

 

– Не могу не отметить, что на «Голосе кочевников» своя, неповторимая атмосфера, какая-то особенно доброжелательная. Практически нет агрессии, нередкой на рок-фестах.

– Аудитория, ее настроение, тоже зависит от музыки. Девиз нашего фестиваля «Музыка, любовь, свобода», и наши слушатели, современная молодежь, не приемлет агрессию и, кстати, не проявляет интереса к спиртному.

Мы стараемся, чтобы у нас не просто было много молодежи, но и много актуальной музыки. Мы позиционируем фестиваль «Голос кочевников» как фестиваль музыки мира с хорошим вкусом.

 

Фото Баира Мансорунова предоставлены пресс-службой фестиваля «Голос кочевников»