Эксперты рассказали развитии торговли в Иркутской области
За пять месяцев 2022 года в Иркутской области, в отличие от других регионов РФ, по объемам потребления наблюдается рост – на 5,7% по розничным продажам (4-е место среди субъектов РФ), есть рост и в общепите. Это говорит о том, что комплекс государственных мер поддержки, как сферы торговли, так и доходов населения позволяет удерживать ситуацию на позитиве. Об этом рассказала первый заместитель руководителя службы потребительского рынка и лицензирования региона Наталья Дроздова 20 июля в пресс-центре газеты «Областная».
– Динамика потребительского рынка всегда была и остается главным индикатором изменений в национальной экономике, – отметила Наталья Дроздова. – С ростом экономики доходы населения и покупательная способность увеличиваются, структура покупок изменяется в пользу роста продаж непродовольственных товаров, что свидетельствует о росте уровня жизни. Кризисные изменения сопровождаются ростом инфляции, что снижает долю потребления. За последние 7-10 лет у нас наблюдалась динамика устойчивого развития сферы торговли. Пандемийная ситуация повлияла на снижение в 2020 году объемов розничных продаж и почти на треть в сфере общественного питания. В 2021 году сфера потребления адаптировалась к изменениям. Розничная торговля отыграла потери предыдущего года, объемы розничных продаж выросли на 11%, общепит прибавил 45%. Ситуация текущего года, в связи с санкциями, усложнила ситуацию в экономике. Потребительскому рынку вновь понадобилась адаптация к новым условиям, которые привели в марте к резкому скачку инфляции, нарушению цепочек поставок, логистических схем, ужесточению условий поставок, росту стоимости кредитных ресурсов.
На 1 июля количество организаций сферы торговли составляет 12 тысяч, ИП – 24 тысячи, это примерно 20% от числа всех работающих в регионе. То есть, каждый пятый работающий занят в торговле. Эта сфера очень подвижна. При этом акцентирую внимание, что в регионе в этой сфере предусмотрены различные меры поддержки.
Директор Фонда микрокредитования Иркутской области Ольга Мосина рассказала о программах льготного кредитования бизнеса в регионе, действующих с 2020 года:
– Для поддержки предпринимателей Иркутской области в период пандемии в 2020 году мы создали финансовый продукт «Антикризис» – льготные займы по ставке 3% годовых. Получить его могли представители пострадавших сфер, в том числе, торговли. В 2021 году программа продолжала действовать, а в этом году, с отступлением пандемии и введением санкций, мы актуализировали наши кредитные продукты. Сейчас представители торговли Иркутской области могут получить в Фонде микрокредитования займы под 11% годовых. Есть специальные программы для поддержки женщин-предпринимателей, молодых предпринимателей (до 35 лет) и инициаторов стартапов в возрасте от 45 лет – вне зависимости от сферы они могут рассчитывать на ставку в размере 5% годовых.
Доля торговли в портфеле займов ФМК в 2019 году (в период ЧС из-за паводковой ситуации в Иркутской области) составляла – 36,5% (209,7 млн. рублей), в 2020-м – 29,8% (206,1 млн. рублей), в 2021 – 12,8% (88,1 млн рублей), в первом полугодии 2022 года уже выдано 25 займов на 67,8 млн. рублей (16,8%). Оптовая и розничная торговля в отраслевой структуре выданных микрозаймов постоянно занимает 4-5 позиции. Подать заявку на получение займа можно на сайте Фонда микрокредитования, по телефону: 8(3952) 43-43-29 или в Центре «Мой Бизнес», где также располагается офис ФМК.
Директор Центра «Мой Бизнес» Диляра Окладникова акцентировала внимание на онлайн-продажах, которые сейчас активно развиваются. Она рассказала о наиболее актуальных для общепита и торговли мерах поддержки. Например, программа «Быстрый старт» предполагает открытие личного кабинета на маркетплейсах, написание, развитие и продвижение сайта.
– В торговле главное – оборот. Не всегда у предпринимателя есть возможность заложить имущество, поэтому Центр «Мой бизнес» предоставляет гарантийную поддержку при кредитовании, в том числе – в ФМК. За первое полугодие 2022 года было представлено 43 договора поручительства, это порядка 506 млн рублей кредитных средств. Еще одна важная для нас задача – обучить как можно большее число предпринимателей интернет-продажам, чтобы они представляли свою продукцию онлайн. Для этого работают акселерационные и маркетинговые программы, – сообщила Диляра Окладникова.
Спикер подчеркнула, что сфера торговли – это индикатор, который показывает предпочтения покупателей в разных муниципалитетах, тенденции и приоритеты населения Иркутской области.
Наталья Дроздова рассказала, как в Иркутской области поддерживают региональных ритейлеров. Сеть супермаркетов «Слата» и «Хлеб-соль», насчитывающая порядка 300 магазинов, получила в этом году статус системообразующего предприятия и вошла федеральный перечень, позволяющий получать дополнительные преференции.
– За 10 лет конкуренция в торговле выросла в разы. В настоящее время нормативы обеспеченности площадью торговых объектов в 2 раза превышают минимальные. Это заставляет бизнес бороться за покупателя. Например, в прошлом году к нам зашла сеть «Пятерочка», открыв 12 магазинов. В этом году их уже 25, и планируется увеличение до 35-ти. Они подвинули региональные сети, и как результат – цены для покупателя снижаются.
Менеджер по развитию универсамов «Удача» и дискаунтеров «Экономия» Дмитрий Чичков рассказал, что сеть развивается, открывает новые магазины. Сегодня по всей Иркутской области их открыто 67. Сеть хорошо представлена в удаленных территориях. К сожалению, зачастую в тех территориях, где потребность в магазинах товаров повседневного спроса и продуктов питания стоит остро, нет подходящих площадей, либо есть серьезные проблемы с транспортной доступностью:
– Политика компании предполагает социальную ответственность. Но по некоторым из них мы принимаем отрицательное решение из-за отсутствия дорог. Этот фактор влияет на конечную цену. В структуре себестоимости товара на полке 75-80% – стоимость арендной платы и коммунальных платежей. Торговые сети в силу жесткой конкуренции и позиции на рынке наценку делают минимальной, она диктуется рынком, спросом и покупательной способностью людей. Универсам «Удача» имеет интернет-магазин. Были у сети попытки интеграции с Яндекс.Маркет, но по причине логистической сложности и строго регламентированной номенклатуры товаров, сотрудничество не удалось.
Диляра Окладникова предложила попробовать интеграцию с региональными маркетплейсами, развивать которые, по ее мнению, в регионе необходимо, так как у них есть понимание специфики региона:
– Сейчас мы взяли 10 пилотных предпринимателей, с которыми активно будем развивать это направление, – добавила директор Центра «Мой бизнес».
По мнению Дмитрия Чичкова, тотальный уход торговых сетей в интернет случится не так быстро, поскольку есть большая часть покупателей, которым нужна комфортная среда в магазинах, когда товар можно рассмотреть, потрогать, пообщаться с продавцом.
Наталья Дроздова поддержала коллегу, отметив, что рынок регулирует сам себя.
– Пока людям нужен социум, офлайн-магазины будут, хотя доля интернет-магазинов, безусловно, будет расти, прежде всего, по непродовольственным товарам. Мы готовы к сотрудничеству и продвижению во всех форматах от гипер- и минимаркетов товаров у дома, до фирменных магазинов и маркетплейсов.
Спикер поздравила всех представителей профессии с профессиональным праздником и пожелала им процветания и укрепления на рынке.