Янтарная церковь
Село Горохово находится всего в часе езды от Иркутска. В летнее время дорогу сопровождают бескрайние поля иван-чая, но за скоростью не нужно гнаться: два-три раза ее перегораживают стада буренок, ведомые пастухами. Это место с богатой историей. Одна из местных достопримечательностей – храм Казанской иконы Божией Матери, построенный силами селян.
Возрождая веру
Храм Казанской иконы Божией Матери, построенный на средства прихожан, в годы установления Советской власти был закрыт. Намоленное место превратили в сельский клуб, но долго он не простоял и в итоге сгорел. Спустя почти 100 лет жители Горохово, продолжая традицию своих предшественников, возвели новую церковь. Деревянное строение стоит на пригорке и видно из любой точки села. Инициатором строительства выступил местный житель, многодетный отец Дмитрий Павалаки.
– Я сам из семьи верующих: все детство алтарничал, мама у меня певчей была в храме, 16 лет пела на клиросе, а отец погиб трагически. Я, будучи в одном из молдавских монастырей, попросил совета у монахов, как молиться за отца, – рассказывает Дмитрий Павалаки. – У меня в мозгу мысль постоянно сверлила: как помочь отцу спасти его душу. В то время не было средств, не думал, чтобы храм построить, думал совершать какие-то добрые дела. Монах мне ответил, что можно раздавать православную литературу, так как если кто-то по твоим книгам придет к Богу, то Господь дарует спасение. Естественно, при строительстве храма шанс, что кто-то придет к Богу, увеличивается. Решили с супругой, что если покупаем машину гравия на строительство своего дома, то вторую машину везем на храм. Параллельно возводили и дом, и храм.
Первый молебен прошел на месте будущего храма в 2008 году. За воспоминаниями о прежнем здании Дмитрий обращался к старожилам Горохово и в архивы Знаменского монастыря в Иркутске. Конечно, отмечает он, старики помнили храм уже в виде клуба, а на самом месте, где раньше находилась церковь, остались поросшие травой остатки фундамента.
С уважением к прошлому
Староста храма Александр Горохов следит, чтобы в нем всегда было тепло и светло, готовит к службе все необходимое: просфоры, вино и свечи. Также во время служб он ассистирует главе гороховского прихода отцу Александру Овсянникову. Под началом старосты строители заливали фундамент, возводили стены – опыт позволяет: по профессии Александр прораб.
– Бывало, что одновременно на стройке работали двадцать человек, бывало, два-три. В основном стройка была в летний период, – поделился он.
От предложенного епархией проекта строители ушли далеко – слишком маленьким бы тогда вышел новый храм.
– Мы вносили свои коррективы. В процессе многие строители пришли к Богу и уверовали. Сейчас они вместе с женами и детьми посещают службы, участвуют в богослужениях. Церковь получилась одноэтажная, с колокольней и балкончиком для певчих. Мы немного сместили нынешний храм, а на месте прежнего сейчас обломки фундамента, плюс нам сказали, что присутствовали захоронения. Побоялись потревожить, не хотели навредить этому месту, – говорит Дмитрий Павалаки.
Как он отмечает, службы начались раньше: даже когда просто были голые стены. Позже, в 2014 году, построили трапезную.
– Люди приезжают издалека, нужно попоить, покормить людей. Котельная работает. Получилось довольно уютно. Ведем беседы после службы на трапезе, рассказываем о праздниках, на которые выпадает служба, если нет, то библейские отрывки, ведутся разъяснения для прихожан, – добавляет он. – Хотелось бы отметить нашу верную соратницу Веру Петровну. Она заведует церковной лавкой, следит, чтобы храм был в чистоте. Все-таки работы много: это сельский храм, нужно ухаживать за цветами, также она привлекает сестер к субботникам.
Строительство продолжается
– Воздвижение храма своими силами – самый правильный путь, – уверен глава Гороховского прихода отец Александр Овсянников. – Не чтобы кто-то пришел и предложил: «Мы вам построим, а вы – ходите». В городе, конечно, другая система, хотя похожа: люди хотят, чтобы в их районе появилась церковь. В деревне все немножко по-другому: в Быково, пяти километрах от Горохово, есть заброшенный храм, и глава администрации не против, но уже мало что от него осталось. Если есть старый храм, то, конечно, надо восстанавливать, но опять же, кто ходить будет в него, для кого это нужно? Храм не может стоять заброшенным, без прихожан. Те люди, которые не ходят в храм, все равно чувствуют и знают, что ведутся службы. Службы не было четыре месяца, спрашивали: «А что, служба не ведется? Колокола не звонят».
Постоянная паства храма – 25–27 человек, а раньше приход во имя Казанской иконы Божией Матери объединял несколько поселений. Эту традицию строители желают возродить, чтобы на воскресные службы и церковные праздники приезжали жители из окрестных деревень, но без регулярного общественного транспорта это трудно осуществить.
– Батюшка приезжает в воскресенье и на праздники. Был бы идеальный вариант создать условия для проживания батюшки в Горохово, – отмечает Дмитрий Павалаки. – Зимой тяжело ездить: ветра, гололед. У нас был священник, отец Александр Маликов, после службы перевернулся и с матушкой, и с детьми. Надеемся, что когда-нибудь будет хорошая дорога. Не сказать, что строительство окончено: сейчас у нас мечта обшить храм снаружи.