«Мне снится, что я возвращаюсь в Северомуйск…»
Северомуйский тоннель – сложное инженерное сооружение, легендарная стройка БАМа, не имеющая аналогов не только в России, но и в мире. В возведении этого гиганта есть труд жителей Нижнеудинска Тамары Владимировны и Александра Евгеньевича Шелковниковых.
Дорога в поселок
Самый длинный в России Северомуйский тоннель строили четверть века. Длина его достигает 15 343 метров.
– В 1976-м на БАМ уехали братья моего мужа. Один из них – Юра – прожил там год и сосватал на стройку нас. Весной 1978 года мой супруг Саша поехал в поселок Северомуйск в Бурятию, где в те годы строился большой Северомуйский тоннель, – вспоминает Тамара Владимировна.
Мужчина проработал до ноября, а после приехал в Нижнеудинск за семьей. К тому времени у Шелковниковых подрастала шестилетняя дочка.
Дорогу до Северомуйска Тамара Владимировна будет помнить до конца своей жизни. До места назначения можно было добраться только самолетом. Поездом семья доехала до Улан-Удэ, потом долетели до Нижнеангарска. Самолет-кукурузник до Северомуйска в эти дни не летал из-за непогоды.
Трое суток пара с ребенком просидела в аэропорту. Муж нервничал – короткий отпуск заканчивался, нужно было выходить на работу.
Существовала трасса, проложенная через горный перевал. По ней везли грузы, но людей возить было категорически запрещено – опасная дорога не предназначалась для путешествий.
– Муж и еще две семьи с детьми договорились с водителем, который возил почту в крытом автофургоне. Тот согласился взять нас до Северомуйска. Машина была забита коробками, посылками, и лишь небольшое пространство было у входа: сантиметров 70. Мы ехали 300 км стоя, в темноте, плотно прижавшись друг к другу. Мужики детей держали на руках. Когда проехали половину пути, машина свернула в поселок и разгрузила часть вещей. Стало полегче. Детей мы положили на коробки, а сами продолжали ехать стоя. Анекдоты рассказывали, шутили. В туалет не ходили, терпели. Так и доехали, – улыбается Тамара Владимировна. – Никакого страха и разочарования не было, встретили нас очень приветливо. Народ там был молодой, дружелюбный. Все было интересно и сложилось очень благополучно для нас.
Строители-герои
В Северомуйске молодую семью определили на жительство в барак. Был ноябрь, уже глубокая для Бурятии зима. Стояли холода, температура воздуха достигала минус 55 градусов.
– Я была штукатуром-маляром. Мы строили дома и больничный комплекс. Работы выполняли разные, не всегда по специальности. Нас порой отправляли в лес ошкуривать бревна, рубить сучья. Супруг Александр Евгеньевич работал спасателем в подразделении военизированной горноспасательной части. По первому сигналу группа выезжала для спасения рабочих, задействованных на строительстве тоннеля.
А случаев трагических было немало. Проходку тоннеля рабочим пришлось вести едва ли не в самых сложных в мире, не встречавшихся раньше тектонических, гидрографических и радиационных условиях. Не спасала даже самая современная импортная техника. Проходчикам удавалось не только преодолеть тяготы и опасности, но и новаторски решить сложные технические задачи. Но и ЧП случалось немало.
– Завезли огромную емкость в тоннель, цистерну после горючих веществ толком не промыли и там начали делать сварку. Произошел взрыв, сварщик погиб на месте. И мой муж с товарищами выдвигались на подобные ЧП. Они получали кислородные маски, баллоны, а если находили живого человека, и ему требовалась кислородная маска, горноспасатель был обязан свою отдать пострадавшему, – вспоминает Тамара Владимировна.
По трассе тоннеля было выявлено четыре тектонических разлома шириной от пяти до 900 метров. Приток воды из этих разломов доходил до нескольких сотен кубометров в час. Часто поступала вода повышенной температуры.
– Строители подрезали скалу, когда выбирали горную породу. Пошла вода, и горноспасатели видели, как импортная машина, кувыркаясь, словно спичечный коробок, неслась по течению. Ее тащил огромный поток грязи. После таких случаев муж с товарищами выезжали на спасение людей. Прокладка тоннеля была тяжелой работой. Горная порода не сдавалась, попадались очень сложные участки. Все эти люди – строители, были героями.
Медведи на улицах
Особенно было тяжело жить в первую зиму – по поселку ходили медведи, которые не смогли залечь в спячку из-за пожаров в баргузинской тайге. Было много шатунов, они стремились к человеческому жилищу, копались в мусорных баках, искали еду.
– Медведи обычно ходили по ночам. Было страшно утром, выйдя из дома, обнаружить следы животных. Мы, конечно, вызывали милицию. Был такой случай, когда медведя застрелили на территории детского сада, – рассказывает собеседница.
Как-то один из знакомых шел на работу в тоннель. Расстояние между двумя микрорайонами поселка было несколько километров. Мороз, холодно, впереди маячит непонятная фигура. Мужчина кричит: «Эй, стой, меня подожди, вместе пойдем». Собеседник молчит. Мужчина его догоняет и снова кричит. И когда поравнялся с неясной фигурой, та в ответ зарычала. Увидев медведя, незадачливый попутчик развил такую скорость в беге, которой позавидовал бы любой легкоатлет.
– С нами работали в основном строители из Украины. Такие веселые, красивые, жизнерадостные были люди. А как они пели! – вспоминает наша героиня. – Так получилось, что мы все потеряли связь друг с другом. Может быть, если бы мы подольше поработали там… Но местный климат моим детям не подходил, пришлось уехать. Там была большая радиация, никому не разрешалось больше трех лет находиться в поселке. Также там была высокая сейсмичность, потряхивало нас хорошо. Еще были родоновые ванны, мы их бесплатно принимали. А как прекрасно белье в таких ваннах отстирывалось!
БАМ – это навсегда
Первый поезд по Северомуйскому тоннелю прошел 21 декабря 2001 года, но окончательно он был открыт только два года спустя – 5 декабря 2003 года.
– Сегодня я вспоминаю свой Северомуйск. Мне снится, что возвращаюсь туда, но уже в новый современный поселок, – признается Тамара Шелковникова. – В то же время вижу во сне наш барак, где мы жили. Просыпаюсь и думаю: с каким бы желанием я туда съездила, посмотрела – как там сейчас живут люди.
В семье Шелковниковых в 1979 году родились двойняшки Владимир и Евгений – дети БАМа. По возвращении в Нижнеудинск Тамара Владимировна работала в торговле, а потом пошла в пожарную охрану. Была инструктором, а затем возглавила местное отделение Всероссийского добровольного пожарного общества.
С бамовцами, которые работали на других участках, она встречается и поныне. Коллеги собираются, общаются, поют песни своей молодости, рассматривают старые фото. Великая стройка в их сердцах все еще продолжается. БАМ – это навсегда.