У покупателя должен быть выбор

Прибайкалье – в пятерке лидеров по росту розничной торговли

С начала года объемы потребления в Иркутской области выросли на 5,7%. По этому показателю регион занимает четвертое место по стране. Каждый пятый работающий житель у нас занят в сфере торговли. В канун их профессионального праздника проблемы отрасли и меры господдержки обсудили в пресс-центре «Областной».

 

Видеозапись круглого стола смотрите по ссылке

 

Люди активно делают покупки

На все волнения экономики торговля реагирует первой. Так было в начале пандемии коронавируса, когда фиксировалось снижение объемов розничных продаж, сильнее всего сказавшееся на сегменте общественного питания, где оборот упал чуть ли не на треть. В 2021 году из-за ослабления санитарных ограничений сфера потребления понемногу адаптировалась. Розничная торговля отыграла потери, физические объемы продаж выросли на 11%, а общепит прибавил темпы на 45%.

В феврале этого года экономика столкнулась с новыми вызовами, связанными с санкциями. В марте был резкий скачок инфляции, в торговле нарушились наработанные годами цепочки поставок, логистических схем. Возникла необходимость искать замену выбывшим поставщикам. Чтобы продолжить работу, торговле пришлось прибегнуть к серьезным расходам.

– По данным за пять месяцев 2022 года, объемы потребления, розничных продаж, услуг общепита в Иркутской области, в отличие от РФ, еще находятся в плюсе. Рост розничных продаж составил 5,7%. По динамике их объемов мы в текущем году занимаем четвертое место по стране, – проинформировала первый заместитель руководителя службы потребительского рынка и лицензирования Иркутской области Наталья Дроздова. – Это зависит от состояния экономики региона в целом. Некоторые предприятия не только не урезали зарплату работникам, но и увеличили ее. У нас пока население продолжает нести деньги в торговлю, активно приобретает товары. Также это говорит о том, что комплекс мер государственной поддержки экономики, в том числе торговли, в совокупности удерживает ситуацию на позитиве.

Наталья Дроздова отметила, что динамика устойчивого развития отрасли в Иркутской области наблюдалась на протяжении последнего десятилетия. Сейчас средняя обеспеченность региона площадями торговых объектов в два раза превышает нормативы, а в крупных городах почти в три раза. На 1 июля в Прибайкалье работало 12 тыс. организаций сферы торговли, 24 тыс. индивидуальных предпринимателей.

– Если крупные организации в основном работают на рынке давно и стабильно, то микропредприятия, ИП – очень подвижны. Ежемесячно из этой сферы от 300 до 500 представителей малого бизнеса убывает и примерно столько же прибывает. Баланс примерно соблюдается. Массовых закрытий магазинов нет, – пояснила эксперт.

 

Льготное кредитование и помощь с маркетплейсами

Директор Фонда микрокредитования Иркутской области (ФМК) Ольга Мосина напомнила, что с 2020 года в регионе действуют программы льготного кредитования. И хотя торговля не входит в состав приоритетных видов деятельности, для предприятий, которые осуществляют деятельность в сфере непродовольственных товаров, разработан интересный финансовый продукт. Он называется «Антикризис» и предусматривает выдачу займов по ставке 3%.

– В этом году мы выдаем для сферы торговли займы сроком на один год, если предприятие работает только в этой сфере. Ведь есть диверсифицированная деятельность, когда кроме торговли компания занимается доставкой продукции, оказывает еще какие-то дополнительные услуги, и тогда мы предоставляем займ на более длительный период сроком до двух лет, – рассказала Ольга Мосина.

За первое полугодие 2022 года ФМК выдал займов на общую сумму 67,8 млн рублей, из них почти 17% – доля торговли. В фонде есть специальные программы для поддержки женщин-предпринимателей, молодых предпринимателей (до 35 лет) и инициаторов стартапов в возрасте от 45 лет – вне зависимости от сферы они могут рассчитывать на ставку в размере 5% годовых. Другие представители торговли Иркутской области могут получить в ФМК займы под 11% годовых.

– Мы надеемся, что с учетом докапитализации фонда ставки для торговли будут снижаться, – подчеркнула Ольга Мосина.

Торговля крайне заинтересована в оборотных средствах. В кризис очень ужесточились условия поставок, когда требования доходили до 100% предоплаты. Директор центра «Мой бизнес» Диляра Окладникова отметила, что не всегда у предпринимателя есть возможность заложить имущество в качестве залогового обеспечения:

– Здесь центр «Мой бизнес» выступает поручителем предпринимателя. К примеру, по итогам прошлого года было представлено 43 договора поручительства на общую сумму 506 млн рублей кредитных средств, которые пошли на развитие предпринимательства, сферы торговли в Иркутской области.

В центре «Мой бизнес» также оказывают нефинансовые виды поддержки. Так, от предприятий обычной, оффлайн-торговли, 30% запросов касаются маркетинга – от размещения рекламы в печатных и электронных СМИ до ее таргетирования в интернете, где людям удобно найти координаты магазина. Центр планирует выйти на компанию 2ГИС, чтобы расширить услуги по рекламным кабинетам клиентов.

– У нас действует программа «Быстрый старт». Она предполагает открытие личного кабинета, создание и развитие сайта, его популяризацию. Сейчас акцент делается и на продажах через маркетплейсы. Мы помогаем предпринимателям выходить на них, вне зависимости от того, производят ли те продукцию сами или занимаются ее перепродажей, – дополнила Диляра Окладникова.

Она особо отметила региональные маркетплейсы, которые знают специфику территории. Сейчас центр «Мой бизнес» запустил пилотный проект сотрудничества с ним десяти предпринимателей.

 

Конкуренция выросла в разы

Могут ли продажи в интернете полностью заменить классические магазины? По словам экспертов, сегодня многие товары, например, бытовую химию, потребители все активнее заказывают онлайн. Однако, допустим, продукты, особенно скоропортящиеся, люди чаще всего покупают по привычной схеме. И это касается не только продовольствия.

– У нас есть партнеры – аптеки. Когда пандемия только начиналась, собственник одной из них говорил мне: тенденция ведет к тому, что аптечный бизнес уходит в пункты выдачи, и через год-полтора все обычные аптеки закроются. Это выгоднее. Но спустя два года этого не произошло, хотя многие и заказывают лекарства в таких пунктах, – поделился мнением менеджер иркутской сети универсамов Дмитрий Чичков. – У нас работает и свой интернет-магазин. Но для каждого потребителя должно быть предложение. Есть покупатели, для которых мы делаем комфортную среду непосредственно в универсаме. Они любят походить по торговым площадям, повыбирать товар. А есть категория людей, которые хотят делать покупки только в интернете с доставкой на дом. То же самое по кассам самообслуживания. Здесь мы тоже предлагаем выбор: либо вы стоите в общей очереди, либо сами пробиваете товар.

У торговых сетей есть трудности в работе на отдаленных, северных территориях: не хватает подходящих торговых помещений, плюс плохая транспортная доступность. А в структуре себестоимости товара на полке 75–80% – доля арендной платы, коммунальные платежи и логистика.

В то же время там, где есть жесткая конкуренция, большую наценку не сделаешь, она диктуется рынком, спросом и покупательной способностью людей. В случае же коммерческих сговоров по повышению цен есть повод обратиться в надзорные органы.

– За последние десять лет конкуренция в торговле выросла в разы. Это заставляет бизнес бороться за покупателя. Например, в прошлом году к нам зашла сеть «Пятерочка», открыв 12 магазинов. В этом году их уже 25, и планируется увеличение до 35. Они подвинули региональные сети. Работают у нас и крупные участники рынка из соседних регионов, включая Бурятию и Красноярск. Развиваются региональные компании. Так, сеть супермаркетов «Слата» и «Хлеб-соль», в которой более 300 магазинов, при поддержке правительства получила статус системообразующего предприятия. У него сейчас широкие возможности для получения государственных преференций. Рынок должен обеспечить потребности каждого. Это относится и к онлайн-продажам. Запад уже прошел этот бум и возвращается к очному формату. Так что в онлайн полностью не уйдем, – подвела итог Наталья Дроздова.