«В своих работах сохраняю мгновения эпохи»
Майор милиции в отставке Галина Галанова из деревни Бургаз Иркутского района на заслуженном отдыхе полностью посвятила себя творчеству. Ее работы в технике румбокс можно назвать настоящими произведениями декоративно-прикладного искусства. Интерьеры, посвященные советской эпохе, – подлинные сцены из жизни людей того времени, где все продумано до мельчайших подробностей. Недавно в ее комнатах появились миниатюрные жители, а сама Галина Галанова увлеклась созданием артельных кукол. Сегодня она единственная в Иркутской области возрождает старинное советское ремесло.
О том, что такое артельная кукла и почему большинство этих игрушек находится у западных коллекционеров, она рассказала в интервью газете «Областная».
Из милиционера в работника культуры
– Галина Петровна, как вы увлеклись творчеством?
– С детства рукодельничала, но всерьез начала заниматься народным творчеством с выходом на пенсию в 2007 году.
– Милиционер – необычная профессия для девушки.
– Это была моя мечта с восьмого класса. Наверное, все дело в том, что у меня завышенное чувство справедливости, а преступник, по моему мнению, не должен уйти от справедливого наказания. Окончила Школу милиции, была следователем, инспектором по делам несовершеннолетних, в последние годы работала участковым уполномоченным.
– В родной деревне?
– Я родом из Усольского района, но много лет проработала в Иркутске, а потом мы с семьей переехали в Бургаз. Мне нравится жить в деревне, на земле. Правда, немного не хватает насыщенности культурной жизни, у нас она гораздо спокойнее, чем в Иркутске.
– Поэтому вы пошли работать в школу, а потом в Дом культуры?
– Да, сначала я в школе вела уроки технологии у девочек и краеведческий кружок. А так как я окончила исторический факультет педагогического университета, взялась за это дело всерьез – с головой ушла в краеведение. Мы создали с ребятами музей, начали заниматься фольклором, делать народную тряпичную куклу. Детям очень нравилось играть в забытые народные игры, выступать перед сверстниками в народных костюмах. Мне важно было заинтересовать ребят, ведь некоторые из них из неблагополучных семей, и хотелось, чтобы они меньше болтались на улице без дела.
Кстати, когда я вышла на пенсию, поступила в колледж культуры, так как мне всегда нравился театр, и я с удовольствием освоила азы актерского и режиссерского дела. В Доме культуры продолжила заниматься народным творчеством с детьми, молодежью и старшим поколением. Мы создали театр «Пульс», где играют возрастные актрисы, с которыми неоднократно становились лауреатами областных конкурсов, а наш спектакль «Семь мисок, семь ложек» по произведению Нины Семеновой занял первое место на фестивале «Театральная деревня».
– А как вы занялись декоративно-прикладным искусством?
– Сколько себя помню, я всегда что-нибудь мастерила и постоянно осваивала новые виды творчества. Очень многому меня научили в Союзе мастеров народного искусства «Оникс» и в Доме ремесел Иркутска – ткачеству, традиционному народному костюму, фольклору. Приобретенные навыки позволили сшить народные костюмы нашим фольклорным коллективам, проводить для всех желающих мастер-классы по тряпичной кукле, шитью женских и девичьих головных уборов.
Миниатюры советской эпохи
– Тогда же вы увлеклись румбоксами?
– Мне пришлось оставить работу в школе, и тогда я решила создать музей в миниатюре. В 2017 году у меня состоялась выставка «Мгновения ушедшей эпохи» в Центре Рогаля в Иркутске. Там впервые были представлены мои работы: комнаты в старых советских квартирах: ванная, кухня, гостиная, деревенский дом, а еще школьный класс и кабинет сотрудника милиции, точно такой, как был на Тимирязева.
– У вас удивительно реалистичные предметы, из чего вы их делаете?
– Их бросовых вещей и обычных материалов – что-то вытачиваю из дерева, клею из картона, могу сделать шкаф из линеек, многое леплю из полимерной глины.
– Вы создавали свои румбоксы по памяти?
– Частично по памяти, частично по фотографиям. Недавно на выставке «Победный май» я представила два румбокса. Дом своих дедушки и бабушки Федосеевых и иркутскую квартиру родителей моего мужа Галановых. Я всегда стараюсь уделять внимание деталям. Например, в миниатюре, посвященной моим родственникам, есть радио «Рекорд» – точная копия того, который включал и слушал вместе со мной дедушка. Он даже ловил Китай! В этом румбоксе бытовая картинка – дедушка собрался на торжественный митинг, а бабушка его постригает. Все детали и предметы моих ностальгических интерьеров выполнены в масштабе 1 к 12. Сейчас их можно увидеть в Музее кукол Оксаны Токмаковой в Иркутске.
Артельные куклы
– Именно с румбоксов началось ваше увлечение реалистичной куклой?
– Да, я долго боялась, что у меня не получится. Но глаза боятся, а руки делают! Сначала смастерила несколько кукол из серии «Советские дети», затем стариков, и поселила их в уже готовые румбоксы. Именно тогда же в интернете я увидела фотографии артельных кукол и заинтересовалась ими, так как они оказались созвучны моим румбоксам. Я пытаюсь в своих работах сохранить мгновения ушедшей эпохи.
– Расскажите поподробнее об артельной кукле.
– Артельные куклы изготавливалась на небольших предприятиях – артелях начиная с середины 1920-х годов. Руководство молодого государства посчитало, что людям «барские куклы» больше не нужны. Решили, что советские игрушки должны выглядеть миниатюрными людьми того времени. Артели начали делать кукол крестьян, рабочих, красноармейцев, показывать разные национальности советской страны. Интересно, что лицо такой куклы было выполнено методом горячего прессования из композитного материала – смеси клея, опилок или бумаги. Потом его обтягивали фильдеперсовым материалом и расписывали вручную. Поэтому их иногда еще называли чулочными. Интересно, что расписывали лица и шили костюмы профессиональные художники и специалисты. Тело кукол делали либо на каркасной основе, либо мягкое набивное. Волосы в основном были льняные. Обувь – лапти плелись из лыка, у некоторых кукол сапоги и часть ноги выстругивалась из дерева или была тканевой.
– Интересно, а почему про этих кукол так мало известно?
– Потому что почти все они шли на экспорт и продавались за рубеж за валюту. В итоге русских кукол сохранили западные коллекционеры. Благодаря им русские куклы стали с аукционов возвращаться на родину. Куклы имеют разные размеры, от восьми до 70 сантиметров, разное назначение. Очень красивы большие сувенирные куклы в национальных костюмах разных губерний и республик. Есть куклы утилитарного назначения – «бабы» на чайник, игольницы, брошки. Игровые мягконабивные куклы среднего размера, как их часто называют за границей, – Кати. Но несмотря на их почти одинаковые лица, все они имеют свои имена и индивидуальные наряды – Вера, Оля, Анна, Нева, Катя, Соня. Есть и куклы мальчики – Пастушок, Ваня, Филиппок. На одежду кукол нашивались бирки с именем и страной изготовления, откуда коллекционеры и узнали о их существовании.
– А как вы осваивали методику их изготовления?
– Я прошла мастер-класс пермского мастера Ольги Поповой, которая давно изучает эту куклу. Купила каталоги «Старинные русские куклы» коллекционера и популяризатора этого направления Елены Елагиной. Сделала Таньку с Ванькой и Акулину с Гришкой. У девушек смущенно закрыты глаза, а парни смотрят на подружек искоса. Существует даже описание этих парочек в американском довоенном каталоге. Ванька с Танькой недавно поженились (Таня в женском головном уборе), а Григорий еще только ухаживает за своей красоткой и несет ей платочек (Акулина с косой и лентой). Смастерила также несколько крестьянских детишек, «бабу» на чайник, игольницу. Сейчас в работе у меня еще несколько кукол, в том числе игровые мягконабивные и «баба» на чайник «Купчиха».
– А лица тоже обтягиваете фильдеперсом?
– К сожалению, его сейчас не изготавливают. Обтягиваю лица трикотажем телесного цвета. Вместо прессования использую для изготовления лиц самозатвердевающий пластик. Стараюсь делать не просто похожую, а реплику – пусть и в других материалах. Я просто влюбилась в этих кукол и хочу создать свою коллекцию.
– Над чем вы сейчас работаете?
– Пока ищу похожие на старинные ткани и аксессуары для костюмов, леплю лица, учусь плести лапоточки из бересты. В планах также создать коллекцию кукол на основе артельных, представляющих разные национальности Прибайкалья. Я с трепетом отношусь к этому искусству и хочу показать нашей молодежи, что во все времена в нашей стране умели создавать прекрасные произведения искусства, которые сейчас стоят огромных денег у западных коллекционеров. И которые мы можем создавать сами, было бы желание!